Инклюзивное образование
Сайт Доступная среда Ставропольского края
Положение о службе практической
психологии в системе образования Ставропольского края
Приказ Минобрнауки РФ Об
утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов
Приказ МО СК по общим положениям
организации деятельности педагога психолога
Этический кодекс педагога-психолога в системе
образования
Ответственное лицо по организации работы с детьми
— инвалидами —Парадеева Наталья
Владимировна, старший воспитатель; контактные данные: раб.телефон: 8(87932) 4-37-89 эл.адрес: sad.skazka10@mail.ru
Основной
технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является
психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием
игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.
Цель
сопровождения: Получение
ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное
развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое
содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
·
Изучить
личность ребенка и его родителей, системы их отношений.
·
Анализ
мотивационно-потребносной сферы ребенка и членов его семьи.
·
Формировать
у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.
·
Развивать
и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию
поведения.
·
Формировать
и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.
·
Формировать
адекватные родительские установки на заболевание и социально-прихологические
проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный
процесс.
·
Развивать
коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных
форм сотрудничества взаимодействия с семьей.
Под
психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной
деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты направленные на
создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:
1.
Создание
социально-психологических условий для эффективного психического развития в
группе кратковременного пребывания.
2.
Систематическая
психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психокоррекции,
психологической поддержки.
3.
Систематическая
психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии
в виде консультирования, бесед, обсуждений.
4.
Организация
жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических
возможностей.
Основные этапы процесса психологического
сопровождения
1
этап
·
Диагностическое
сопровождение ребенка и его семьи
·
Установление
контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
·
Психолого-педагогическая
диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического
развития.
·
Определение
модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных
характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
·
Реализация
индивидуальной программы и групповых занятий.
·
Оказание
необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями
(консультирование, беседы, обсуждения).
·
Просвещение
и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
·
Психологические
занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления,
эмоционально-волевой сферы.
·
Проведение
совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8
марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).
·
Разработка
рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом
психофизических особенностей.
3
этап
Анализ
эффективности процесса и результатов сопровождения.
Принципы работы
Наша
работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный
подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных
особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный –
всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них,
формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе
(необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип
комплексности – психологическую помощь можно рассматривать
только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз.
руководителем, родителями.
4. Принцип
деятельностного подхода – психологическая помощь
осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой
деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид
деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
В
своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать
технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –
обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия
в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Методы и формы работы с детьми
·
Сказкотерапия, где используется психологическая,
терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и
это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа
детей.
·
Игротерапия– занятия могут быть организованы не
заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой
деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка.
В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром,
развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества,
формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции
самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и
взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция
эмоциональной сферы ребенка.
·
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка
используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за
животными, использование сухого бассейна.
·
Песочная терапия – занятия проводятся с применением
центра песка и воды.
·
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму,
игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое
настроение», «Веселый – грустный».
·
Арт-терапия – это форма работы, основанная на
изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача
состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не
только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные
особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули,
представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную
динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Формы и методы работы с родителями:
·
Консультирование – дифференцированный подход к каждой
семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей
и были помощниками для нас.
·
Дни открытых дверей – родители посещают
группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
·
Семинары-практикумы – где родители знакомятся
с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
·
Деловые игры.
·
Проведение совместных праздников, где родитель может видеть
достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Наша
задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой
есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную
деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Мы
понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут
переступить через «барьер» и привести ребенка к нам в группу, но мы стараемся
помочь родителям в этой проблеме
·
сотрудничаем
с социумом (общество инвалидов, детская поликлиника, соц.защита);
·
участвуем
в семинарах-практикумах для педагогов;
·
делимся
опытом;
·
используем
презентации;
·
проводим
«Дни открытых дверей».