МБДОУ " ДЕТСКИЙ САД № 10 " СКАЗКА" Подписан: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 10 " СКАЗКА" DN: STREET="УЛИЦА ЭНГЕЛЬСА, 39", S=26 КРАЙ СТАВРОПОЛЬСКИЙ, L=ГОРОД ЖЕЛЕЗНОВОДСК, C=RU, G=Марина Геннадьевна, SN=Кучменко, CN="МБДОУ "" ДЕТСКИЙ САД № 10 ""СКАЗКА""", T=ЗАВЕДУЮЩИЙ, O="МБДОУ ""ДЕТСКИЙ САД № 10 ""СКАЗКА""", E=sad.skazka10@mail.ru, ИНН=002627801772, СНИЛС=05110770910, ОГРН=1142651013570 Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2021.06.07 14:39:19+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников (далее – Кодекс) МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка» (далее – МБДОУ) разработан в целях реализации нормы ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с положениями Конституции РФ, законодательством РФ, международным правом, принятыми в обществе нормами морали и нравственности. 1.2. Кодекс представляет собой свод правил и принципов профессионального поведения педагогического работника во время образовательного процесса и (или) выполнения трудовой функции. 1.3. Целями Кодекса являются: установление единых норм поведения педагогических работников в МБДОУ; укрепление авторитета педагогических работников в МБДОУ и обществе; обеспечение справедливое и права педагогических объективное работников расследование нарушения МБДОУ ими на норм профессиональной этики; 1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников. 2. Основные термины и понятия Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные термины и понятия: 2.1. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации учебной и воспитательной 2 деятельности. 2.2. Профессиональная этика педагогического работника – система принципов, норм и правил поведения, действующая в отношениях работника с воспитанниками, их родителями (законными представителями) и другими работниками МБДОУ. 2.3. Гуманность – принцип, а также соответствующие свойства характера, основанные на деятельном признании и уважении личности человека, содействие его благу без ограничения возможностей для свободы. Гуманность предполагает бескорыстное отношение к окружающим, сочувствие и поддержку, непричинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. 2.4. Законность – соблюдение педагогическим работником положений и норм законодательства РФ, устава и локальных нормативных актов МБДОУ. 2.5. Справедливость – беспристрастное и нравственно должное отношение педагогического работника к участникам образовательного процесса. 2.6. Профессионализм – обладание педагогическим работником знаниями, владение умениями и навыками, необходимыми ему для эффективной деятельности. 2.7. Ответственность – принцип, согласно которому педагогический работник отвечает за совершенные поступки, действие (бездействие). 2.8. Солидарность – активное сочувствие педагогического работника действиям или мнениям участников образовательного процесса. 2.9. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, национальности, вероисповеданию участников образовательного процесса. 2.10. Аморальный проступок – виновное деяние (действие или бездействие) педагогического работника, грубо нарушающее нормы морали и нравственности, а равно способствующее совершению таких деяний со стороны обучающихся, отрицательно влияющее на выполнение им своих 3 трудовых функций, унижающее честь и достоинство педагогических работников перед обучающимися и (или) их родителями (законными представителями). 2.11. Подарок – безвозмездная передача имущественных ценностей лицом, которому они принадлежат, в собственность другому лицу, за которую последнее лицо не обязано платить обычную цену. 2.12. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей или законных представителей несовершеннолетнего обучающегося. 3. Этические принципы и правила профессионального поведения педагогического работника 3.1. При выполнении трудовых обязанностей педагогическому работнику следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. 3.2. Принципами профессионального поведения педагогического работника являются: гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность и толерантность. 3.3. В своей деятельности педагогический работник проявляет терпимость и уважение к обычаям и традициям народов РФ и других государств, учитывает культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствует межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся. 4 3.4. Педагогический работник осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, постоянно стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения, занимает активную жизненную позицию. 3.5. Педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым именем МБДОУ, своим поведением подает положительный пример всем участникам образовательного процесса. 3.6. Педагогический работник соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз. 3.7. Педагогический работник способствует реализации права на получение образования всех детей независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального статуса, религиозных убеждений, материального положения. 3.8. Педагогический работник уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений, защищает обучающихся от любых форм проявления жестокости и унижения. 3.9. Педагогический работник стремится к повышению положительной учебно-познавательной мотивации у обучающихся, к укреплению в них веры в собственные силы, развивает у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду, культуру здорового и безопасного образа жизни. 3.10. В своей профессиональной деятельности педагогический работник: учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; 5 соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. 3.11. Педагогический работник может проводить педагогические исследования только при условии добровольного согласия участника образовательного процесса, принимающего участие в исследовании. 3.12. Во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, при необходимости – оказывать им профессиональную помощь и поддержку. 3.13. Педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументировано, конструктивно, без использования оскорбительных слов. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. 3.14. Педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных представителей). 3.15. Педагогический работник добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей при их добровольном согласии. 3.16. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю) обучающегося в выборе формы получения образования, в защите законных прав и интересов ребенка, в участии в управлении МБДОУ. 3.17. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю), решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка другому педагогу. 3.18. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования воспитанников. 3.19. Педагогический работник хранит в тайне информацию об обучающихся, 6 доверенную ему участниками образовательного процесса, в т. ч. высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3.20. Педагогический работник не вступает с ребенком в финансовые отношения. 4. Требования к внешнему виду педагогического работника 4.1. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать формированию уважительного отношения в обществе к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность. 4.2. Приходя на занятие, педагогический работник должен быть аккуратно одет. Одежда не должна быть яркой и вызывающей и противоречить общепринятым нормам приличия. Приемлем деловой костюм, который подчеркивает официальность отношений с воспитанниками. К деловому костюму относятся пиджак с юбкой/брюками и блузка. Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темно-синий, темно-бардовый, бежевый. Рубашки и блузки могут быть постельных тонов. 4.3. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной национальности и религии, за исключением официальных и культурно-массовых мероприятий. 4.4. Обувь предпочтительней закрытая, для женщины – на невысоком каблуке. 4.5. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими. 4.6. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и ухоженного человека. Макияж и маникюр должен быть нейтральных тонов. 7 4.7. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на открытых участках тела. 4.8. Парфюм не должен быть слишком резким, предпочтительны легкие запахи. 4.9. Выражение лица педагога, мимика, жестикуляция должны быть доброжелательными и располагающими к себе. 5. Конфликт интересов 5.1. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы МБДОУ бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих целях. 5.2. Педагогический работник должен избегать ситуаций, при которых у него возникает конфликт интересов. 5.3. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен проинформировать об этом своего непосредственного руководителя. 5.4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть ситуация получения педагогическим работником подарков в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей. 5.5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки: за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с выполнением трудовых функций; стоимостью свыше трех тыс. руб.; в виде денег или денежных эквивалентов; в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка. 5.6. Использование педагогическим работником активов и ресурсов учреждения в личных целях может привести к конфликту интересов. 6. Ответственность за нарушение положений Кодекса 8 6.1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса является одним из критериев оценки его профессиональной деятельности. 6.2. Факты нарушения педагогическим работником правил и принципов педагогической этики и норм профессионального поведения, предусмотренных Кодексом, рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом МБДОУ, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 6.3. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. 6.4. При наличии в действиях (бездействии) признаков аморального проступка педагогический работник может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. 7. Основы деятельности прочих работников Учреждения(обслуживающий персонал, административный персонал) 7.1. Прочие работники Учреждения не должны заниматься неправомерной деятельностью. Они дорожат своей репутацией. Они должны быть требовательны к себе. 7.2. Все работники Учреждения должны выполнять работу добросовестно. 7.3. Все работники соблюдают культуру собственной речи, не допускают использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз. 7.4. Все работники Учреждения являются честными людьми, соблюдающими законодательство РФ. 9 7.5. Все работники Учреждения должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество детского сада (помещения, мебель, телефон, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. 7.6. Все работники Учреждения должны проявлять уважение к личности каждого ребенка и друг к другу, доброжелательное внимание ко всем воспитанникам и друг к другу. 7.7. Все работники Учреждения в своей работе не должны унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности и иных особенностей. 7.8. Все работники Учреждения не должны злоупотреблять своим служебным положением. 7.9. Все работники Учреждения стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения. 7.10. Все работники Учреждения имеют право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого работника, должна быть объективной и обоснованной. 7.11. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни работника, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей. 7.12. Все работники Учреждения имеют право на поощрение от администрации. Личные заслуги любого работника не должны оставаться в стороне. 7.13. Все работники Учреждения имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы ДОУ. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу работника и качество его труда. 7.14. Инициатива приветствуется. 7.15. Важные для рабочего коллектива решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия. 7.16. Все работники Учреждения должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников. 7.17. Отношения работника с родителями воспитанников не должны оказывать влияния на отношение к личности и достижение воспитанников. 10 8. Заключительные положения 8.1. При приеме работника на работу в МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» руководитель учреждения должен оговорить должностные обязанности, работник должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» и ознакомить работника с содержанием указанного кодекса. 8.2. Нарушение положений Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников МБДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» рассматривается общим собранием работников Учреждения и администрацией. 11 Лист ознакомления № п/п Ф.И.О. Должность/профессия Подпись Дата 12 № п/п Ф.И.О. Должность/профессия Подпись Дата 13 № п/п Ф.И.О. Должность/профессия Подпись Дата 14 15