Концепция информационной безрпасности

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 декабря 2015 г. № 2471-р
МОСКВА

1. Утвердить
прилагаемую
Концепцию
информационной
безопасности детей (далее - Концепция).
2. Минкомсвязи России совместно с другими заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию
Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных
программ в сфере информационной безопасности детей учитывать
положения Концепции.
4. Реализация Концепции осуществляется заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 2 декабря 2015 г. № 2471-р

КОНЦЕПЦИЯ
информационной безопасности детей
I. Общие положения
Стремительное развитие информационных технологий заставило
современное поколение детей и подростков (далее - дети) столкнуться с
принципиально новыми вызовами. Взросление, обучение и социализация
детей проходят в условиях гиперинформационного общества.
Процесс социализации через традиционные институты (семьи,
школы) все активнее дополняется средствами массовой информации
и
массовых
коммуникаций,
особенно
информационнотелекоммуникационной сетью "Интернет" (далее - сеть "Интернет"),
которые становятся важнейшими институтами социализации, образования
и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая
традиционно сложившиеся формы. Главным образом это происходит в тех
случаях, когда родители (законные представители) в семье отстраняются
от своих обязанностей по воспитанию и развитию детей и перекладывают
их на внешних игроков.
При разумном и эффективном сотрудничестве общественных и
государственных институтов информационные и коммуникационные
технологии
могут
быть
ключевыми
элементами
политики,
способствующими
сохранению
культуры
России,
укреплению
нравственных и патриотических принципов в общественном сознании,
а также развитию системы культурного и гуманитарного просвещения.

2
II. Основные принципы обеспечения информационной
безопасности детей
Исходя из понимания информационной безопасности детей как
защиты ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной
продукции и создания условий информационной среды для позитивной
социализации и индивидуализации, оптимального
социального,
личностного, познавательного и физического развития, сохранения
психического и психологического здоровья и благополучия, а также
формирования позитивного мировосприятия, государственная политика в
области обеспечения информационной безопасности детей основывается
на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и
реализуется в соответствии со следующими принципами:
признание
детей
равноправными
участниками
процесса
формирования информационного общества в Российской Федерации;
ответственность государства за соблюдение законных интересов
детей в информационной сфере;
необходимость формирования у детей умения ориентироваться в
современной информационной среде;
воспитание у детей навыков самостоятельного и критического
мышления;
развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения
законных интересов детей в информационной среде;
повышение эффективности сотрудничества представителей средств
массовой информации и массовых коммуникаций и государственных
органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить
вред их здоровью и развитию;
обучение детей медиаграмотности;
поддержка творческой деятельности детей в целях их
самореализации в информационной среде;
создание условий для формирования в информационной среде
благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального
положения, религиозной и этнической принадлежности;
взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и
программ в части, касающейся обеспечения информационной
безопасности детей;

3
обеспечение широкого доступа детей к историческому и
культурному наследию России через использование современных средств
массовых коммуникаций;
открытость и взаимодействие с другой информационной культурой
и традициями, формирование у детей объективного представления
о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.
III. Приоритетные задачи государственной политики в области
информационной безопасности детей
Стратегической целью государственной политики в области
информационной безопасности детей является обеспечение гармоничного
развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных
факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества
в России.
Обеспечение информационной безопасности детей возможно
исключительно при условии эффективного сочетания государственных и
общественных усилий при определяющей роли семьи.
В связи с этим важнейшей задачей является налаживание
согласованного взаимодействия семьи, главного института социализации и
воспитания детей, с государством и всеми элементами современного
медиарынка - производителями и распространителями контента,
психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными
сообществами в области художественного образования. Только тесное
сотрудничество всех участников медиаиндустрии позволит построить
эффективную систему регулирования потребления информационной
продукции, максимально безопасную для психического и физического
развития и здоровья подрастающего поколения.
Семья,
государство
и
заинтересованные
в
обеспечении
информационной безопасности детей общественные организации имеют
следующие приоритетные задачи:
формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного
потребления информационной продукции;
повышение уровня медиаграмотности детей;
формирование у детей позитивной картины мира и адекватных
базисных представлений об окружающем мире и человеке;
ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

4
воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и
судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;
усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о
семье;
развитие системы социальных и межличностных отношений и
общения детей;
удовлетворение и развитие познавательных потребностей и
интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской
активности;
развитие творческих способностей детей;
воспитание у детей толерантности;
развитие у детей идентичности (гражданской, этнической и
гендерной);
формирование здоровых представлений о сексуальной жизни
человека;
эмоционально-личностное развитие детей;
формирование у детей чувства ответственности за свои действия в
информационном пространстве;
воспитание детей как независимых, ответственных и самостоятельно
мыслящих личностей с целью изживания социального иждивенчества.
Кроме того, совместные усилия всех участников медиарынка
должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации,
развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей,
включая такие недопустимые формы поведения, как:
агрессивное поведение, применение насилия и проявление
жестокости по отношению к людям и животным;
совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или)
здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью,
суицид;
употребление наркотических средств, психотропных и (или)
одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их
основе;
занятие проституцией;
бродяжничество;
попрошайничество;
иные виды противоправного поведения и (или) преступлений.

5
IV. Механизмы реализации государственной политики в области
информационной безопасности детей
Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике
присутствуют три возможных варианта регулирования информационного
потребления с целью обеспечения безопасности детей: государственное
регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и
государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из
трех вариантов. Третий вариант имеет значительные преимущества перед
первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным и
позволяет добиться желаемого успеха, если учитывает психологопедагогические
и
художественно-культурные
характеристики
информационной продукции.
Учет психолого-педагогического и художественно-культурного
аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте
обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить
личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей участников глобального информационного процесса.
Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия
информационной продукции на психическое развитие, здоровье и
психологическое благополучие детей, который лег в основу Федерального
закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию", показал свою достаточно высокую эффективность.
Вместе с тем при возрастной маркировке информационной
продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является
не
развернутая
характеристика
информационного
продукта,
а сигнализирование родителям о том, что он содержит информацию,
которая может представлять угрозу для ребенка. Кроме того,
нецелесообразно расширенное толкование правоприменителями таких
терминов, как "насилие и жестокость", которое может привести к тому, что
дети будут ограничены в доступе к информационной продукции военноисторической направленности, являющейся в условиях современного
общества важнейшим элементом формирования патриотических
убеждений у молодого поколения.
Однако для обеспечения информационной безопасности детей
наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить
вред развитию и здоровью ребенка, государству и обществу необходимо
содействовать созданию условий, обеспечивающих позитивную

6
социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое
благополучие и позитивное мировосприятие.
Необходима также организация последовательных и регулярных
мероприятий государства и общественных организаций, направленных на
повышение уровня медиаграмотности детей, которые должны с
раннего возраста приобретать навыки безопасного существования
в современном информационном пространстве. Стремительное развитие
информационных и коммуникационных ресурсов, возрастающая
доступность медиасредств (в первую очередь смартфонов и планшетных
компьютеров) открывают перед детьми практически безграничные
возможности для доступа к информации самого разного свойства, в том
числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и
нравственному развитию. Усилия государства по ограничению доступа к
ресурсам, содержащим противоправный контент, не смогут полностью
оградить детей от вредной информации. Поэтому необходимо
формировать у детей механизмы критической оценки получаемых
сведений. Совместные усилия семьи, общественных организаций и
государства должны быть направлены на выработку у детей навыка
самостоятельной оценки контента, умения анализировать и отличать
настоящие новости от дезинформации, противостоять манипулированию и
зловредной рекламе асоциального поведения.
Кроме того, необходимо продолжение активной деятельности
контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов
незаконного распространения на территории страны печатной и
аудиовизуальной продукции, запрещенной к обороту законодательством
Российской Федерации, в том числе пропагандирующей культ насилия и
жестокости, порнографию, экстремистскую деятельность, потребление
наркотических средств и психотропных веществ, а также информационной
продукции,
запрещенной
или
ограниченной
для
реализации
несовершеннолетним. Важным элементом этого процесса может быть
привлечение журналистских сообществ, организаций саморегулирования
и общественных организаций.
Необходимо продолжать работу по совершенствованию механизма
блокировки сайтов в сети "Интернет", содержащих запрещенную
информацию. В настоящий момент доказала свою высокую эффективность
существующая система включения (по решению уполномоченных
Правительством
Российской
Федерации
федеральных
органов
исполнительной власти) пяти видов особо социально опасной информации,

7
доступ к которой безусловно должен быть запрещен, в Единый реестр
доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых
адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет",
содержащие информацию, распространение которой в Российской
Федерации запрещено. К таким видам информации относится детская
порнография, информация о продаже и изготовлении наркотиков, призывы
к осуществлению самоубийств, информация о несовершеннолетнем,
пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия),
информация,
нарушающая
требования
Федерального
закона
"О государственном регулировании деятельности по организации и
проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона
"О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению
азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств
связи.
Процесс перехода Российской Федерации к постиндустриальному
обществу
сопровождается
последовательной
компьютеризацией
общеобразовательных организаций и организаций дополнительного
образования, иных учреждений для несовершеннолетних, включая детские
и юношеские библиотеки. В связи с этим целесообразно предусмотреть
внедрение эффективных современных технических и программных
средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью,
нравственному и духовному развитию, обеспечение соблюдения
установленных правил гигиены и безопасности при пользовании
компьютерной техникой. Для этого необходимо формирование механизма
эффективного использования средств, выделяемых из федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на
компьютеризацию школ и детских библиотек. Вместе с этим необходимо
обеспечить в детских и юношеских библиотеках (с сохранением
осуществляемых ими в настоящее время функций) медиабезопасность
детей, создавая для этого соответствующие технические и
организационные условия, а также правовые механизмы.
Кроме того, государству следует поддерживать создание и
осуществление деятельности организаций саморегулирования средств
массовой информации и массовых коммуникаций, а также общественных
движений и объединений, ассоциаций и движений родительской
общественности, ассоциаций потребителей продукции средств массовой
информации, образовательных и телекоммуникационных услуг,

8
осуществляющих функции наблюдения (мониторинга) и общественного
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о
средствах массовой информации и о рекламе. Перспективными являются
также разработка и внедрение специальных образовательных и
просветительских
программ,
содержащих
информацию
об
информационных угрозах, о правилах безопасного пользования детьми
сетью "Интернет", средствах защиты несовершеннолетних от доступа к
информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному
развитию, предназначенных для родителей, работников системы
образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов,
занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их
досуга.
Следует также продолжать широкомасштабные государственные и
общественные эмпирические исследования с целью оценки эффективности
политики по защите детей от негативной информации.
Усилия семьи, общества и государства должны быть направлены на
то, чтобы ребенок с детства привыкал свободно ориентироваться в
медиапространстве, умел взаимодействовать с различными источниками
информации, не поддавался манипуляциям извне и мог делать
самостоятельные выводы о качестве информационных продуктов.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Концепции обеспечит в 2020 году формирование в
Российской Федерации поколения молодых граждан, которые смогут
свободно
и
самостоятельно
ориентироваться
в
современном
информационном пространстве. Будет создана новая медиасреда,
соответствующая следующим характеристикам:
наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов,
направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его
творческого потенциала;
свободный доступ детей к историко-культурному наследию
предшествующих поколений;
качественный рост уровня медиаграмотности детей;
увеличение числа детей, разделяющих ценности патриотизма;
гармонизация меж- и внутрипоколенческих отношений;
популяризация здорового образа жизни среди молодого поколения;
формирование среди детей устойчивого спроса на получение
высококачественных информационных продуктов;

9
снижение уровня противоправного и преступного поведения среди
детей;
формирование
у
детей
уважительного
отношения
к
интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный отказ
от использования "пиратского" контента.

____________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».