08.09.2021
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
Владение родным
языком - это не только умение правильно строить
предложения, но и умение
рассказывать, описать предмет, события, явления.
Такой рассказ
должен состоять из ряда предложений и характеризовать
существенные стороны и свойства
описываемого предмета, события должны
быть последовательными и
логически связанными друг с другом, то есть
речь ребенка должна быть связной.
Целью работы педагога по развитию речи детей
дошкольного возраста
является становление начальной коммуникативной
компетентности ребенка.
Реализация
данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится
универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший
дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального
положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи,
умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать
адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
На сегодняшний день в речи детей существует
множество проблем:
ü трудности в
построении монолога: например, сюжетный или описательный
ü рассказ на
предложенную тему, пересказ текста своими словами;
ü бедная
диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
ü сформулировать
вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
ü отсутствие
логического обоснования своих утверждений и выводов;
ü односложная,
состоящая лишь из простых предложений речь,
ü неспособность
грамматически правильно построить распространённое
ü предложение;
ü отсутствие
навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
ü регулировать
громкость голоса и темп речи и т. д
ü недостаточный
словарный запас;
ü плохая
дикция.
Дети овладевают родным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно
создавать условия для
связной
речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих
мыслей.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию
памяти, воображения, развитию
речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск
и запоминание слов, предложений и текстов.
Как любая
работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Мнемотаблица – это схема, в
которую заложена определенная информация.
На каждое слово или
словосочетание придумывается картинка и весь текст
зарисовывается схематично. Любой
рассказ, сказку, пословицу,
стихотворение можно «записать»,
используя картинки или символьные
знаки.
Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Цель:
Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в
развитии речи у
детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие речи и
пополнение словарного запаса.
2. Преобразование
образов в символы.
3. Развитие памяти,
внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой
моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Ожидаемые
результаты:
Дети:
ü Расширяется
не только словарный запас, но и знания об окружающем
мире.
ü Появляется
желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем
не трудно.
ü Заучивание
стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
ü Это
является одним из эффективных способов развития речи
дошкольников.
ü Обогащен
словарный запас детей.
Родители:
ü Вовлечены
в процесс речевого развития детей;
ü Знакомы
с приемами и методами развития речи детей;
ü Способны
к созданию в домашних условиях речевой предметно -
развивающей среды.
Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту.
Методы работы.
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя
чтение художественных
произведений, составление
описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и
рассматривание сюжетных картин,
иллюстраций из сказок, рассказов,
стихов.
Практический. Составление мнемодорожек, мнемосхем,
мнемотаблиц.
Работа по мнемотаблицам
состоит из трёх этапов:
ü Рассматривание таблицы и
разбор того, что на ней изображено.
ü Осуществляется
перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в
образы.
ü После перекодирования
осуществляется повторение стихотворения, скороговорки, загадки, рассказа или
сказки по заданной теме.
Успехи
воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют
успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка
чтения и повышению орфографической грамотности.
Ведь работа по развитию речи – это
умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить
предложения и связную речь.
План работы старшей группы.
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Практические выходы |
Изучение
методической литературы |
Сентябрь
- Май |
Т.
Б. Полянская «Использование метода мнемотехники
в обучении рассказыванию
детей дошкольного возраста». Н.
В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным
картинкам». |
|
Работа с детьми |
Сентябрь |
Расскажи о себе - развивать у детей умственную активность, связную речь |
Оформить центр речевого развития
детей. |
Октябрь |
Закрепить с
детьми знания о сезонных изменениях в природе. Загадывание загадок о фруктах,
овощах с помощью мнемотаблицы. |
Подборка дидактических игр. Загадка – «Дары осени». |
|
Ноябрь |
Работа
над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказок: «Курочка
Ряба», «Репка». |
Сказки на
липучках. |
|
Декабрь |
Закрепить с
детьми знания о сезонных изменениях в природе - упражнять детей в умении соотносить знаковые
символы с образами. |
С/
картинки «Зима». Выставка детских работ: «Зима». |
|
Январь |
Заучивание
стихотворения «Маша варежку надела». А. Саконская. |
Оформление папки «Учим стихи с помощью мнемотехник». |
|
Февраль |
«День Защитника Отечества» - дать доступные
детскому пониманию представления об армии, потренироваться в составлении описательного
рассказа про папу солдата. |
Подборка
стихов и мнемотаблиц - «День Защитника
Отечества». |
|
Март |
«Моя мама – лучшая на свете». Заучивание
стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова. |
Выставка
детских работ: «Цветы для мамы». |
|
Апрель |
Беседа: «Мы первые в космосе!». Потренироваться самим
детям в составлении простейшей мнемотаблицы. |
Демонстрация презентации на тему: «Космос». Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей». |
|
Май |
Сказкотерапия: «Знайка – зазнайка».
Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных
состояниях. Развивать умение составлять словесные описательные по восприятию пантомических
этюдов. |
«Знайка – зазнайка». |
|
Сентябрь - Май |
Чтение художественной
литературы детям. |
||
Работа с семьёй |
Сентябрь Октябрь Ноябрь |
Консультации: «Использование
загадок, как средство формирования
выразительности речи». «Путешествие в страну Мнемотехника» Памятка для родителей по обучению связной речи. |
Информация в уголке для родителей. |
Семинар – практикум. Составление
мнемотехники: «Загадки про осень». |
|||
Декабрь
Январь Февраль |
Изготовление книжки самоделки на тему «Новогодняя сказка». Консультация: «Почему необходимо рассказывать и читать детям?». Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Книжки самоделка на тему «Новогодняя сказка». Информация в уголке для родителей. Выставка:
«Любимые игры детей». |
|
Март Апрель Май |
Консультация: «Как помочь ребенку развивать связную речь?». «Использование мнемотаблиц в качестве дидактического материала по
разделу «Ребенок и окружающий мир». Домашнее задание:
потренироваться детям с родителями в составлении простейшей
мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето». |
Информация в уголке для родителей. Информация в уголке для родителей. Папка-передвижка |
|
Май |
Отчёт по
теме самообразования. |
Выступление
на педсовете. |
План работы подготовительной к
школе группы.
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Практические выходы |
Изучение
методической литературы |
Сентябрь
- Май |
Вачков
И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. Лаптева
Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия
с детьми 5 – 9 лет. |
|
Работа с детьми |
Сентябрь |
Досуг: «Путешествие
в сказкино». Рассказывание
знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа. |
Презентация: «Путешествие в сказкино». |
Октябрь |
Работа над
пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказок «Кот, Петух, Дрозд
и Лиса» |
Сказки на липучках. |
|
Ноябрь |
Пересказ
рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; Обучение
детей приемам планирования собственного пересказа; |
Подборка дидактических игр по развитию речи. |
|
Декабрь |
Работа над
пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказки «Заюшкина
избушка». |
Настольный
театр. |
|
Январь |
Работа
над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказки: «Лиса и
волк». |
Сказки на
липучках. |
|
Февраль |
Сказкотерапия:
«Волшебные слова». Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и
движениях эмоциональных состояниях. Развивать умение составлять словесные
описательные по восприятию пантомических этюдов. |
Сказкотерапия:
«Волшебные слова». |
|
Март |
«Насекомые». |
Составление мнемотаблицы
насекомые. Игра
«Наши знакомые насекомые». |
|
Апрель |
Инсценировки
сказки: «Мешок яблок». |
Показ сказки для детей. |
|
Май |
День
Победы». Работа
над интонацией, дикцией, выразительностью во время заучивания стихотворений. |
Конкурс чтецов. |
|
Сентябрь - Май |
Чтение
художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о
других исторических событиях. |
||
Работа с семьёй |
Сентябрь Октябрь Ноябрь |
Консультация:
«Возрастные особенности восприятия
литературных произведений дошкольниками». Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего
ребенка» |
Книжки самоделки на тему: «Путешествие
в сказкино». |
Информация в уголке для родителей. |
|||
Декабрь Январь Февраль |
Консультация: «Роль семьи в
развитии речи детей дошкольного возраста». Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для
расширения словарного запаса детей». |
Папки-передвижка. Информация в
уголке для родителей. |
|
Март Апрель Май |
Конкурс: «Моя мама лучшая на свете». Развлечение |
Выставка
работ. «Игры наших
бабушек» - народные подвижные игры. |
|
Экскурсия
к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. |
Фотоотчет. |
||
Самореализация |
Май. |
Отчёт по
теме самообразования. |
Выступление
на педсовете. |