План самообразования 2021-2023 г.г.

08.09.2021

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

Владение родным языком - это не только умение правильно строить

предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать

существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны

быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть

речь ребенка должна быть связной.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста

является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

ü трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный

ü рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

ü бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

ü сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

ü отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

ü односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

ü неспособность грамматически правильно построить распространённое

ü предложение;

ü отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,

ü регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

ü недостаточный словарный запас;

ü плохая дикция.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для

связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих

мыслей. Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию

памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст

зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу,

стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные

знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в

развитии речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2. Преобразование образов в символы.

3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Развитие творческих способностей, фантазии.

Ожидаемые результаты:

Дети:

ü Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем

мире.

ü Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем

не трудно.

ü Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

ü Это является одним из эффективных способов развития речи

дошкольников.

ü Обогащен словарный запас детей.

Родители:

ü Вовлечены в процесс речевого развития детей;

ü Знакомы с приемами и методами развития речи детей;

ü Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно -

развивающей среды.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на

занятиях, в играх, в труде, в быту.

Методы работы.

Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных

произведений, составление описательных рассказов.

Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин,

иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.

Практический. Составление мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.

Работа по мнемотаблицам

состоит из трёх этапов:

ü Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

ü Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.

ü После перекодирования осуществляется повторение стихотворения, скороговорки, загадки, рассказа или сказки по заданной теме.

 

            Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

 

План работы старшей группы.

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

 Сентябрь

   - Май

Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении

рассказыванию детей дошкольного возраста».

Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».

Работа с детьми

 Сентябрь

Расскажи о себе - развивать у детей умственную активность, связную речь

Оформить центр речевого развития детей.

Октябрь

Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.

Подборка

дидактических игр.

Загадка –

«Дары осени».

Ноябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказок: «Курочка Ряба», «Репка».

Сказки на липучках.

Декабрь

Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе -  упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами.

С/ картинки «Зима».

Выставка детских работ: «Зима».

Январь

Заучивание стихотворения «Маша варежку надела».

А. Саконская.

 Оформление папки «Учим стихи с помощью мнемотехник».

 Февраль

«День Защитника Отечества» -

дать доступные детскому пониманию представления об армии, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу солдата.

Подборка стихов и мнемотаблиц -  «День Защитника Отечества».

Март

«Моя мама – лучшая на свете». Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова.

Выставка детских работ: «Цветы для мамы».

 

Апрель

 

Беседа: «Мы первые в

космосе!».

Потренироваться

самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.

Демонстрация презентации на тему: «Космос».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Сказкотерапия: «Знайка – зазнайка». Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояниях. Развивать умение составлять словесные описательные по восприятию пантомических этюдов.

Сказка: Хочу такой сайт

«Знайка – зазнайка».

 Сентябрь        

- Май

Чтение художественной литературы детям.

Работа с семьёй

 Сентябрь

 Октябрь

 Ноябрь

 

Консультации: «Использование загадок, как средство

формирования выразительности речи».

«Путешествие в страну Мнемотехника»

Памятка для родителей

по обучению связной речи.

Информация в уголке для родителей.

Семинар – практикум.

Составление мнемотехники: «Загадки про осень».

 Декабрь

  Январь

 Февраль

Изготовление

книжки самоделки на тему

«Новогодняя сказка».

Консультация:

«Почему необходимо рассказывать и читать детям?».

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

Книжки самоделка на тему

«Новогодняя сказка».

 

Информация в уголке для родителей.

 

Выставка: «Любимые игры детей».

Март

Апрель

Май

Консультация: «Как помочь ребенку развивать связную речь?».

«Использование мнемотаблиц в качестве дидактического материала по разделу «Ребенок и окружающий мир».

 Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении

простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето».

Информация в уголке для родителей.

 

Информация в уголке для родителей.

     

Папка-передвижка

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

 

 

План работы подготовительной к школе группы.

 

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

 Сентябрь

   - Май

Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку.

Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет.

Работа с детьми

 Сентябрь

Досуг: «Путешествие в сказкино».

Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций

к сказкам. Составление описательного рассказа.

Презентация: «Путешествие в сказкино».

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказок «Кот, Петух, Дрозд и Лиса»

Сказки на липучках.

Ноябрь

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г. Скребицкого;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Подборка

дидактических игр по развитию речи.

Декабрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказки «Заюшкина избушка».

Настольный театр.

 

Январь

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ сказки: «Лиса и волк».

Сказки на липучках.

 Февраль

Сказкотерапия: «Волшебные слова». Побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояниях. Развивать умение составлять словесные описательные по восприятию пантомических этюдов.

Сказкотерапия: «Волшебные слова».

Март

 

«Насекомые».

Составление мнемотаблицы насекомые.

Игра «Наши знакомые насекомые».

Апрель

Инсценировки сказки:

«Мешок яблок».

Показ сказки для детей.

Май

День Победы».

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью во время заучивания стихотворений.

Конкурс чтецов.

 Сентябрь        

- Май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

 Сентябрь

 Октябрь

 Ноябрь

 

Консультация: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений

дошкольниками».

Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

 Книжки самоделки на тему: «Путешествие в сказкино».

Информация в уголке для родителей.

  Декабрь

   Январь

  Февраль

 Консультация: «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

Беседы с родителями: «Роль описательных рассказов для расширения словарного запаса детей».

   

Папки-передвижка.

   

Информация в уголке для родителей.

Март

Апрель

Май

Конкурс: «Моя мама

лучшая на свете».

 

Развлечение

Выставка работ.

 

 «Игры наших бабушек» - народные подвижные игры.

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

Фотоотчет.

Самореализация

Май.

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

 

   
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».