Педагог-психолог Демидова Альбина Васильевна

09.02.2022

Самооценка формируется в детстве

31.10.2022


Почему, иногда, так сложно полюбить себя? Все мы знаем, что если не сможем этого сделать, то и никому другому не придет в голову любить нас.

И действительно, если человек махнул на себя рукой, значит, такое отношение его вполне устраивает, и на большее со стороны окружающих он не претендует. Но осознать необходимость любви к себе - это одно, а вот как воплотить мысли в реальность - это уже другой, гораздо более сложный вопрос.

Откуда же берутся все наши привычки ругать себя? Почему мы попадаем в этот заколдованный круг, из которого потом не можем найти выход?

Конечно, проблемы начинаются еще в детстве. Ребенок воспринимает информацию о себе через окружающих его взрослых. Самостоятельно определить какой он - хороший или плохой, малыш еще не в состоянии. Он знает только, что он просто есть, просто существует. Родители становятся теми проводниками, через которые ребенок начинает что-то понимать о себе. И если родители уделяют ребенку достаточно внимания, общаются с ним, хвалят и помогают ему, то это создает почву для развития позитивного образа "Я". Я - хороший! Если же взрослые не уделяли достаточного внимания своему ребенку и часто не одобряют его поведение, то малыш вряд ли будет обладать адекватной самооценкой. Даже если взрослые в своей критике руководствуются исключительно добрыми намерениями, это не приносит хороших плодов. Например: "Вот посмотри, Петя уже читает по слогам, а ты все никак не научишься!". Может быть, мама или папа хотели, чтобы ребенок больше внимания уделял учебе, стал более упорным в достижении своих целей, научился преодолевать препятствия? Но сын или дочь слышит примерно следующее: "Я хуже Пети. А чтобы стать лучше Пети, чтобы меня полюбили мама и папа, я должен научиться читать". Таким образом, дети учатся понимать, что их любят за что-то. За то, что он уже умеет завязывать шнурки, держать карандаш и т.д. Но чаще достижения ребенка упускаются из вида, а в центр внимания попадают неудачи.

Случается такое, что требования к детям сильно завышены. Это связано с тем, что родители уже решили вырастить гения. Ребенка нагружают непосильной ответственностью, чтобы быть хорошим для мамы и папы он слишком много должен... И самостоятельно делать уроки, и всегда слушаться и мыть посуду, и еще множество других вещей. Разумеется, справиться с такой ношей малыш просто не в состоянии. Иногда так хочется погулять и забыть про все на свете! Получая очередной упрек, ребенок понимает, что не оправдывает возложенных на него ожиданий, и за что же его любить? Так возникает чувство вины и заниженная самооценка.

А ведь любить ребенка надо просто так! Просто потому, что он есть, и это уже счастье. Бывает, что родители боятся захвалить детей, но на практике происходит скорее наоборот. Конечно, впадать во вседозволенность тоже не стоит, это другая крайность. Ребенок должен понимать, что вы недовольны каким-то его поступком, например, разбил вазу, но не им самим. Он всегда для вас должен оставаться самым любимым.

Уже в детском возрасте можно различить детей с адекватной самооценкой и заниженной. Представители адекватной самооценки легче устанавливают контакты, более открыты для общения, активны и не боятся проявить инициативу, ведь их за нее не наказывают! Детки с заниженной самооценкой, наоборот, скованны, зажаты, общение им дается тяжелее, а обижаются они легче.

Любите своих детей такими, какие они есть, хвалите их за достижения и терпимей относитесь к оплошностям. А может быть, вы сами были ребенком, которому не хватало теплоты мамы и папы? Тогда не повторяйте их ошибок, и пусть ваши дети чувствуют безусловную родительскую любовь.

Чего больше всего боятся дети?

26.10.2022

Замечали ли вы, что ваш ребенок чего-то боится? Конечно же, замечали! Как реагировали? Все по-разному. Одни родители просто отмахиваются от страхов и переживаний ребенка, другие очень пугаются и начинают бегать по врачам, а третьи - даже наказывают, думая, что малыш все придумал, лишь бы добиться своего.

Впадать в панику конечно же не следует, а нужно сразу же обратиться к детскому психологу, чтобы не допустить у ребенка развития невроза, или еще более сложного заболевания. Как считают врачи, все психологические расстройства и фобии не возникают на ровном месте, у каждого из них есть своя предыстория и чаще всего она родом из детства.

Что же такое страх? Это реакция организма на какое-то действие, угрожающие жизни человека. Иногда страх бывает мнимым. Благодаря детскому воображению, картина страха рисуется очень красочно, и ребенок боится того, чего нет на самом деле.

Что же является источником детских страхов? Прежде всего , пережитые стрессовые ситуации: например, ребенок видел несчастный случай, смерть животного, или человека, пожар и т.д. Сегодняшний сверхскоростной ритм жизни, огромное количество информации, которая со всех сторон обрушивается на ребенка , тоже вносит свой «вклад» в развитие детских страхов. Специалисты по детским неврозам отмечают, что чаще с проблемами детских страхов сталкиваются дети, эмоционально не контактирующие с родителями, а чаще всего с матерью.

Часто источниками детских страхов бывают неблагополучные отношения между родителями, свидетелем которых является ребенок.Любой родитель, внимательно относящийся к своему ребенку, заметит в его поведении даже незначительные детали, указывающие на то, что его что то пугает или беспокоит.

Путешествие с детьми

19.10.2022


Когда ребенок взрослеет, маме и папе кажется, что с ним уже можно без опаски отправляться даже в самые дальние путешествия. Однако, независимо от того, 6 месяцев вашему малышу или уже исполнилось три года, очень важно сделать так, чтобы путешествие было максимально безопасным для ребенка. Попробуем же разобраться в том, что будет безопасно для ребенка, а что нежелательно, если вы отправляетесь в путешествие с детьми.

 

Выбираем маршрут

При выборе маршрута не стоит ограничивать свои фантазии. Кроме того, все зависит и от финансовых возможностей вашей семьи, можно путешествовать по своей стране, а можно поехать и куда-то заграницу. Можно отправиться в горы, а можно и на морской берег. Главное, чтобы не было резких скачков температуры, поскольку маленький организм тяжелее их переносит, и чтобы маршрут не был слишком длинным и тяжелым, ведь маленькие дети не настолько выносливы, по сравнению с взрослыми.

Кроме того, тщательно продумайте свой маршрут таким образом, чтобы вам была легко доступна квалифицированная медицинская помощь. Больница должна находиться, по крайней мере, в часе езды от вас. А врач, который может оказать первую медицинскую помощь должен успеть к вам в течение нескольких минут.

 

Выбираем транспорт

Составляя маршрут, вы должны учесть, что в пути вам нужно будет каждые 2-3 часа делать остановки, если вы едете на машине. Обязательно возьмите с собой горшок, потому что с ребенком 3-х лет не желательно ходить в общественные туалеты, которые хорошо известны своей антисанитарией. Ну и, само собой разумеется, что ни о каком путешествии с трехлетним ребенком не может идти речь, если в салоне автомобиля нет автокресла. Оно обязательно должно подходить ребенку по возрасту и весу, только при этом условии автокресло обеспечит максимальную безопасность маленькому пассажиру.

 

Путешествуя автобусом, постарайтесь выбрать такой, в котором будет туалет. Так вам не придется просить водителя останавливать транспортное средство, нарушая график движения. Лучше предпочесть более комфортабельный вариант, пусть и немного помедленнее, чем спринтер, в котором вы не сможете откинуть спинку сидения, чтобы ребенок подремал. Не стоит экономить и не покупать отдельный билет ребенку, думая, что подержите его на руках. Это не только утомительно, но еще и опасно, если вдруг автобус резко затормозит или случиться что-то более серьезное.

 

Если вы едете поездом, то стоит побеспокоиться о том, чтобы у вашего ребенка была нижняя полка. Спать малышу лучше с мамой, укладывать его нужно возле стенки, дабы избежать падения во время сна. Конечно, мама вряд ли выспится, но если ребенок будет спать на отдельной полке, то в этой ситуации так же сомнительно, что мама сможет заснуть, ежеминутно беспокоясь, а не упало ли ее чадо с соседней полки.

Перелеты самолетом – это один из самых быстрых вариантов. Однако при взлете и посадке он доставляет достаточно много неприятных ощущений ребенку. Так что, если есть другие варианты, то, путешествуя с ребенком, лучше предпочесть их.

 

Что нужно всегда иметь под рукой?

Путешествуя с ребенком, вы всегда должны иметь с собой:

- бутылку воды, сока или еще какого-нибудь напитка,

- влажные и сухие салфетки,

- сменную одежду,

- таблетки от укачивания (если вы путешествуете первый раз, или знаете, что вашего ребенка укачивает в дороге),

- минимальный набор медикаментов (перекись, бинт, вата, антисептические средства, жаропонижающие препараты, антигистаминные препараты, сорбенты).

 

Если это все будет под рукой, то вы сможете в экстренной ситуации привести ребенка в чувство, избежать обезвоживания или перегрева детского организма , снять интоксикацию, вытереть с малыша грязь, продезинфицировать ранку или царапину, переодеть в чистое, если возникнет такая необходимость.

 

Вопросы питания

В три года дети обычно уже едят практически все. Однако, чтобы избежать неприятностей, в виде отравления и плохого самочувствия, лучше взять в дорогу что-то из дома и не покупать в дороге скоропортящиеся продукты. Так же, лучше не питаться в непроверенных столовых, кафе и ресторанах.

 

Причины и ошибки воспитания

12.10.2022


1. Недостаток внимания

К сожалению, мы не всегда можем уделить детям много внимания, подолгу играть, вместе, гулять, разговаривать обо всем, что интересно. А им кажется, что мы их не любим, они считают, что внимание равнозначно любви. И делают все, чтобы привлечь к себе внимание: назойливо пристают с бессмысленными вопросами; не выполняют просьб взрослых, вынуждая обращаться к ним снова и снова. На все эти ухищрения дети пускаются, чтобы привлечь к себе внимание. Они думают, что любимы, только если окружающие обращают на них внимание.

2. Борьба за власть

Это свойственно детям, которых сильно контролируют дома или в школе. Давление можно оказывать разными способами. Не обязательно кричать или требовать, иногда взрослый выразительно вздыхает, демонстративно грустно смотрит на ребенка, тем самым показывая, до чего он невыносим, неуклюж, бестолков. Хотя часто взрослые используют крик, наказание, давление.

У растущего в такой семье ребенка складывается убеждение, что человек важен и нужен только тогда, когда побеждает. Ребенок, уверенный в этом, может быть упрямым, часто спорит, обязательно должен победить или выиграть, должен быть хозяином положения, часто врет и себе, и другим, потому что ему нужно быть более влиятельным; прибегает к вранью, чтобы упрочить свое положение.

3. Возвращенная боль

Это месть. Что такое месть? Это, по определению психологов, возвращенная боль. Очень часто, не замечая, мы унижаем ребенка. Например, когда машем на него рукой и говорим: «Подожди!» или «Ты еще маленький, ничего не понимаешь» — и другими невербальными способами показываем, что пока он не может участвовать в нашей жизни или в переговорах в данный момент. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, не ощущает своей ценности и нужности.

Чаще всего дети мстят, когда их насильно заставляют делать что-нибудь, наказывают или кричат, шлепают— одним словом, унижают. И еще дети с физическими недугами и недостатками, которые думают, что они не такие, как все, что весь мир против них.

Месть могут возвращать не тому, кто причинил боль, а совсем другому, потому что боль носить в себе очень тяжело, особенно ребенку.

4. Уклонение

Всем своим видом такой ребенок говорит: оставьте меня в покое. Чаще всего ошибочную цель — уклонение— преследуют дети с какими-нибудь физическими недостатками, болезненные, то есть те, которых много опекали родители. Из-за опеки родителей они не очень верят в свои силы и чувствуют полную беспомощность, они не притворяются.

Ребенок с такой проблемой в поведении, постоянно отказываясь от любой деятельности, может чувствовать себя глупым по сравнению с окружающими, сдается и не желает участвовать ни в каких мероприятиях, не хочет, чтобы от него что-либо требовали, не может себе ставить высокие цели. Он не делает ничего, не веря, что вообще на что-то способен, и все для него слишком сложно.

РешениеХочу такой сайт

Нужно стремиться уделять как можно больше внимания ребенку не тогда, когда он ведет себя плохо, а наоборот, когда все хорошо. Тогда у него не будет необходимости вести себя плохо, чтобы получить дополнительное внимание или проявление вашей любви.

Советуйтесь с детьми. По любому вопросу, но только искренно. Пусть они научат вас чему-нибудь.

Показывайте детям, что они много значат для своих братьев или сестер и членов вашей семьи. Спрашивайте себя почаще: что я сейчас делаю для моего ребенка, что он уже мог бы делать сам? И передоверяйте такие действия ему самому.

Относитесь к ребенку уважительно.

Мы слишком часто сосредоточиваемся на недостатках ребенка. Думаем, что главное в воспитании — недостатки победить. Но гораздо лучше отмечать в ребенке как можно чаще то, что он делает хорошо. А недостатки сами собой исчезнут, потому что ребенок не будет сосредоточиваться на них.

Как научить ребенка слышать и слушаться (практические советы)

05.10.2022


Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита хлопает в ладоши? – Умница, Никита! А теперь, Никита, покажи, как гудит машина! – Замечательно!» – вы приучаете его делать то, что вы ему говорите. Он учится вас слушать.

Шаг 2. Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью. Если вы ребенка зовете, он должен к вам приходить. А еще лучше – прибегать, и сразу. Начинайте с ситуаций, когда ребенок и так с удовольствием к вам прибежит, а вы ему то ли вкусного дадите, то ли прижмете к себе и по головке погладите, то ли хотя бы минутку поиграете с ним. Вскоре начинайте звать, но уже без вкусного. Но если позвали – он должен придти. Сразу не идет – повторили, но добились. Обратили его внимание и попросили приходить, когда мама зовет. Не ругаться, а сказать: «Когда мама зовет, надо приходить сразу!», – и поцеловать!

Шаг 3. Делайте свои дела, не реагируя на ребенка – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все. Вы все торопитесь на поезд, собираете вещи. В этом случае капризы ребенка «Ну, поиграй со мной!» будут легко проигнорированы всеми, включая бабушек. Приучайте ребенка к тому, что есть дела, которые важные. Приучите ребенка к слову: «Это важно». Если вы присели перед ним и, глядя ему в глаза, держа его за плечики, спокойно и твердо говорите: «Взрослым сейчас нужно собираться, а поиграем мы с тобой попозже. Это важно!» – то скоро ребенок начнет вас понимать. Это – важно!

Шаг 4. Требуйте минимум. Ребенок уже достаточно подрос, чтобы... Чтобы не отнимать игрушку у чужого ребенка, чтобы поднять упавшую варежку самому, чтобы положить кашу себе в рот самостоятельно... – Всегда ищите те моменты, когда ваши требования будут поддержаны всеми окружающими, чтобы даже бабушки хотя бы промолчали. Если ваших требований на ребенка многовато, он не успевает за вашими многочисленными требованиями, либо вы не имеете поддержки окружающих – свои просьбы и требования пока уберите, делайте то, что вы хотите от ребенка – сами.

Шаг 5. Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже хочется. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка всегда были дела, которые ему нужно делать по вашей просьбе. У ребенка не должно затухать понимание, что у него есть задания, и он это делать должен. Убрать за собой постель, унести за собой чашку, помыть посуду, сбегать в магазин – скорее всего, вам все это проще и дешевле сделать самостоятельно, но вы – воспитатель, поэтому ваша задача удержать себя, не делать это самому и каждый раз поручать это ребенку.

Шаг 6. Давайте трудные и самостоятельные задания. Постепенно переходите к более трудным и самостоятельным заданиям, в основном на самом позитивном фоне, с мелкими нерегулярными подкреплениями и редкими крупными

Шаг 7. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил). Когда ребенок научится уже и этому, вы можете гордиться – перед вами уже взрослый человек. Вы – воспитали взрослого, ответственного человека!

 

Заботливость и чуткость

29.09.2022


Все родители хотят, чтобы их малыши росли заботливыми и чуткими людьми. Дети способны по-разному проявлять эти прекрасные чувства и соответствующее отношение.

Одна из лучших возможностей для родителей научить детей заботе и сочувствию предоставляется им во время ежедневных игр на детской площадке:

Запрещайте детям обзывать других детей. Начинать учить состраданию нужно с рассказа ребенку о том, что допустимо, а что нет. Например, во время игры вашего сына с другим мальчиком вы услышали, как ваш ребенок назвал приятеля «рева-корова». Конечно, это не ужасное оскорбление и даже может заставить вас засмеяться, но, вместо того чтобы не обратить внимание на инцидент, немедленно вмешайтесь и расскажите ребенку о том, что доброта по отношению к окружающим является правилом, а говорить обидные слова недопустимо. Если вы вмешиваетесь немедленно, вы даете понять ребенку, что доброта должна стоять на первом месте, а обзываться нельзя ни при каких обстоятельствах.

Отмечайте доброту. Когда вы замечаете, как ваш ребенок предлагает лопатку другу в песочнице, отметьте его действия фразой: «Ты проявил себя как хороший друг» или «Ты очень хорошо проявил заботу». Со временем он поймет, что помощь другу, сестре, соседу и любому человеку – это то, что вы цените.

Будьте внимательным. Хотя гораздо проще раздать приглашения на день рождения ребенка прямо на детской площадке, чем отправлять их по почте или телефону, объясните ребенку, что те дети, которые будут находиться рядом и при этом не получат приглашения, могут обидеться. Объясните, что, хотя вы не можете пригласить на праздник абсолютно всех детей, вы можете сделать так, чтобы те дети, которых вы не пригласили, не чувствовали себя обиженными. Четко объясните ребенку, что благоразумный способ решить ситуацию заключается в том, чтобы никто не обиделся. Если вы объясняете ребенку, почему вы поступаете так, а не иначе, это оставит у него неизгладимое впечатление. И в будущем он, надо надеяться, будет вести себя так же, как и вы в подобной ситуации.

С этими ситуациями сталкиваются абсолютно все родители. Не оставляйте,  казалось бы такие мелочи, без внимания.

 

Вы знали, что мозг ребенка развивается на 90% уже к пятилетнему возрасту?

22.09.2022


Первые годы ребенка – это настоящее путешествие в мир открытий и БОЛЬШОЕ начало для формирования ценных навыков и качеств, которые помогут малышу стать счастливым в будущем. Чтобы помочь маленькому исследователю строить отношения с окружающим миром и людьми важно каждый день уделять внимание развитию эмоционального интеллекта малыша, который помогает ему легче адаптироваться в социуме, заводить друзей, общаться со старшими родственниками и педагогами. При этом дети гораздо лучше осваивают любые навыки, только когда испытывают радость и наслаждение от процесса. И лучший способ все это объединить – совместная игра!

Такой вид досуга помогает родителям распахнуть дверь в мир безграничных возможностей для малыша, а детям маленькими ладошками построить фундамент для БОЛЬШОГО начала своего пути во взрослый мир. Осуществить это интересно и просто с разноцветными кубиками LEGO® DUPLO®. В процессе сборки и перестройки моделей шаг за шагом малыш учится по-разному претворять свои задумки, тренирует упорство и, осваивая эти навыки, становится более уверенным в себе, чтобы справляться с любыми вызовами!

Хотите убедиться?

Тогда опробуйте одну из игр, которую мы приготовили для вас уже сейчас!

• Первым делом вам с малышом предстоит взять два комплекта одинаковых кубиков разных цветов для игры -  синий, красный и зеленый. Затем попросите малыша отвернуться или закрыть глаза. В это время вам предстоит построить модель из выбранных деталей. Но следите, чтобы малыш не подглядывал! Как постройка будет готова, спрячьте ее на время. Дальше – самое интересное! Предложите ребенку послушать, как вы создавали свою модель, чтобы малыш попробовал сделать такую же. Когда он выполнит задание, покажите свою постройку и вместе сравните работы. Поинтересуйтесь, было ли ребенку трудно создать постройку с ваших слов и предложите ему самому придумать удивительную постройку. Расскажите ему, что в этой игре не может быть неправильных вариантов. Игра – это бесконечный простор для творчества и экспериментов, которая прокладывает малышам дорогу к счастливой жизни!

 

Если ребенок сосет палец: рекомендации родителям

14.09.2022

Если ребенок сосет палец: рекомендации родителям


Речь пойдет о том, когда ребенок продолжает сосать палец в более позднем возрасте, чем в младенческом - вплоть до школы. Что с этим делать родителям?


Разумеется, ребенок вопреки вашим просьбам продолжает сосать палец не просто так. Тому причиной волнения и глубинные переживания ребенка, и прежде всего надо обратить внимание на то, в каких случаях это происходит? Общие правила и рекомендации описаны ниже. Если это не помогает - лучше обратиться к детскому психологу.


1. Напоминайте о ребенку о том, что когда он вырастет, то перестанет сосать палец.


2. Замените сосание пальца поглаживанием по спинке, объятиями. Ребенку нужна поддержка в той ситуации, когда он испытывает стресс – вместе можно и нужно научиться с этим справляться другим, более приемлемым способом.


3. Любая вредная привычка у ребенка, согласно исследованиям, связана с подсознательным желанием обратить на себя внимание, заявить о себе, как о слабом и маленьком человечке, и, более того, с грустью по младенчеству. Нужно заострять внимание ребенка на том, что он уже умеет и чаще хвалить его именно за «взрослые» самостоятельные поступки.


4. Найдите увлекательное занятие, хобби, и постарайтесь заниматься этим вместе. Это сближает со взрослыми, дает ощущение комфорта и защищенности, снижает уровень беспокойства.


5. По пути в сад (в машине) пусть ребенок выполняет веселое задание: ищет определенного цвета машины, дома, считает кошек. Можно рассказывать стишки или петь песенки. Пусть это занятие отвлечет от сосания пальца по дороге.


6. Можно обратить внимание ребенка на то, что у взрослых нет привычки грызть ногти и ковыряться в носу (в частности, на девочек очень часто действует предупреждение, что «если ты будешь грызть ногти, они никогда не будут красивыми и ты не сможешь их красить, кольца не сможешь носить, чтобы не привлекать внимание к ногтям».


7. Если вы уже видите, как ребенок сосет палец, попросите вежливо, как вам самим было бы приятно услышать просьбу. «Давай ты перестанешь грызть ногти, пожалуйста». И сразу же переключите ребенка на какую-нибудь деятельность, интересную для ребенка.


8. Сыграйте в игру "Нарисуй по точкам". Для этого на стену необходимо прикрепить рисунок из точек с изображением того подарка, который хочет ребенок (автомобиль, игрушка, велосипед, и т.д.) и за каждый день, проведенный без пальца во рту, соединяйте две точки. Когда рисунок будет готов, подарите подарок!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».