05.02.2024
Дошкольный возраст – это период усвоение норм морали и
социальных способов поведения. Маленький человек входит в сложный многогранный
мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и
преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен
научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать
человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и
поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда
его жизненный опыт только начинает накапливаться. А для этого важно понять, как
люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают. И вот в процессе
этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим
мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на
поступки других и собственным поведением.
Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые
моральные установки, взгляды.
Гармоническое развитие ребенка основа формирования будущей личности. Оно
зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое
место занимает вопрос нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Важным средством патриотического воспитания
является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит
родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально
окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам
сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки
волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему,
что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.
У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному
народу колориту, передают от поколения к поколению эти нравственные ценности.
Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то,
что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики,
- писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии
состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
В последние годы в детских
образовательных учреждениях заметно
активизировалась работа по приобщению детей к культуре русского народа. На
занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества,
музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных
праздниках.
Игра естественный спутник жизни
ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и к
народной. Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно -
патриотического воспитания детей.
Народные
игры
По содержанию все народные игры легки и доступны
ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками
культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно
использовать народные игры, чередуя их.
1) По
характеру использования речевого сопровождения: с использованием (хороводные)
или без;
2) По
способу ведения: с выбором ведущего при помощи считалок или делением на
подгруппы;
3) По
характеру использования двигательных реакций: на развитие ловкости движений; на
развитие быстроты реакции; на развитие глазомера; на развитие ритмичности;
4) По
характеру проявления психических качеств: на развитие внимания; на развитие
различных видов памяти (слуховая, зрительная, моторная); на развитие
мыслительных реакций и творческого воображения; на развитие речи.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все
виды народных игр. Старшие дошкольники должны уметь играть в народные игры
самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Самым
ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники
проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими
удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром,
где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним
относятся такие праздники как встреча Нового года, Рождество, Масленица. Тесная
связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем,
повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и
национальную окраску.
Цель работы:
изучение особенности нравственного воспитания и формирование патриотического чувства у детей старшего
дошкольного возраста посредством народных игр и праздников.
ЗАДАЧИ:
Ø
Создать систему работы по приобщению детей к
истокам русской народной культуры через
русские народные подвижные игры.
Ø
Привлечь
родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
Ø
Создать условия для самостоятельного
отражения детьми полученных знаний, умений.
Ø Воспитывать интерес и любовь к русской
национальной культуре, народному творчеству, обычаям,
традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и
т. д.
Ø
Использовать все виды фольклора (сказки,
песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки,
загадки, хороводы), так как
фольклор является богатейшим
источником познавательного и
нравственного развития детей. Знакомить детей с народными праздниками
и традициями, народными играми.
Перспективы
при продолжении работы
- Продолжить
работу по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста посредством народных игр».
- Изучить
новинки методической литературы;
- В работе с
детьми использовать интересные формы и методы по развитию нравственно-патриотических
качеств личности дошкольника через ознакомление с родным городом, традициями;
Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;
- В работе с
родителями включать анкеты, беседы, организацию совместных праздников,
использовать интересные активные формы работы.
Ожидаемые
результаты:
- повышение уровня педагогической
компетенции по теме: «Нравственно
- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством
народных игр».
- разработка цикла консультаций,
памяток, буклетов и рекомендаций для
родителей по данной теме;
- разработка картотек
дидактических, подвижных игр по познавательному развитию дошкольников;
- организация видеотеки для
создания информационного фонда;
- разработка методических пособий
по теме;
- публикации на сайте ДОО;
- создание единого
образовательного пространства, включающего детей,
педагогов,
родителей и социальных партнеров.
Русские
народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и
до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение,
соблюдая национальные традицию.
Русские
народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные
результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям
удовольствие и радость, а не будут учебным занятием. В народных
играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто
сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками
Учебно-тематический
план
№ |
Содержание работы |
Сроки реализации |
Результат |
I этап –теоретический |
|||
1 |
Изучить
методическую литературу: 1. Аникин В.П. Русские народные
поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор /В.П. Аникин. – М., - 1957.
– 165 с. 2. Гришина Т.Н. Приобщение
детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным
учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73. 3. 5. Давыдова О.И. Работа с
родителями в детском саду / О.И. Давыдова. – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с. 4. 6. Детские подвижные игры народов
СССР / Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с. 5. Маханева, М.Д.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/М.Д. Маханева –
М.: Сфера, 2010. 6. МулькоИ.Ф.Социально –нравственное
воспитание детей 5-7 лет.М.,2007. Изучение
статей в журналах: 1. «Воспитатель ДОУ», 2. «Дошкольное воспитание», 4. «Инструктор по физкультуре» |
Сентябрь - ноябрь 2023г. |
|
2. |
Изучение DVD литературы
в методическом кабинете. |
В течение года |
|
3. |
Изучение
методической литературы по Интернет – ресурсу. |
В течение года |
|
4. |
Составить перспективный план работы с детьми по
теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста посредством народных игр» |
Сентябрь - Ноябрь 2023г. |
Составила
перспективный план по работе с детьми |
5. |
Оформить выставку для родителей на тему: «Нравственно
- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством
народных игр в
условиях семьи и детского сада» |
Октябрь 2023г. |
Оформила
выставку для родителей по данной теме. |
II этап – практический |
|||
1. |
Изготовить
дидактический материал с привлечением родителей: ü Картотека подвижных народных игр; ü Картотека народных хороводных игр; ü Картотека народных малоподвижных
игр; ü Картотека загадок; ü Картотека считалок;
Оформление альбомов "Народные игры"; |
2023г.- 2024г. |
|
2. |
пополнить
уголок нравственного и патриотического воспитания: иллюстрациями, картинками,
книгами по данной теме . |
2023- 2024г. |
|
4. |
Организовать
выставку игрушек - самоделок с родителями "Детям на потеху». |
ноябрь 2023г. |
Участие в
выставке детей и родителей «Детям на потеху» |
5. |
Подготовить
консультацию для родителей на тему: «Рекомендации родителям
по народному календарю» |
2023г-2024г. |
Подготовила
консультации по данной теме для родителей |
6. |
Подготовить
консультацию для педагогов на тему: «Нравственно - патриотическое
воспитание дошкольников посредством игры» |
февраль 2024г. |
Подготовила
консультацию по данной теме для педагогов |
7. |
Оформить
папки - передвижки для родителей: ü «Народные праздники»; ü «Народные игрушки своими руками»; ü «Народные игры». |
2023- 2024г. |
Оформила
папку передвижку для родителей «Народные
праздники»; «Народные
игрушки своими руками»; «Народные игры». |
III этап – обобщающий |
|||
1. |
Подготовить
опыт работы по теме самообразования для обобщения опыта. |
апрель 2024г. |
|