Консультации для воспитателей

30.01.2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

Компьютеризация процесса образования в Россий­ской Федерации в последнее время весьма активизи­ровалась. Трудно представить школьни­ка, не знакомого тем или иным образом с компьюте­ром. Положительные и отрицательные последствия глобальной компьютеризации анализируются, про­гнозируются, обсуждаются общественностью многих стран, даже делаются попытки контролировать ин­формационные потоки. Безусловно, дистантное не­прерывное образование для многих категорий детей, подростков, взрослых является положительным мо­ментом. Но мы сейчас поговорим о вопросах, связан­ных с использованием компьютера в логопедическом кабинете ДОУ.

Эффективность логопедических занятий по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников зависит от оснащенности кабинетов демонстрационным, иллю­стративным материалом. Он, конечно, присутствует в  кабинете. Но учителю-логопеду следует подготовить заня­тия как минимум для 8-10 дошкольников с учетом речевого дефекта. Ему не хва­тает времени для смены наглядности в течение рабочего дня. Использование же компьютерных за­даний с систематизированным иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяе­мым материалом позволяет рационально использо­вать время логопедического занятия.

Компьютерные задания должны им создаваться и использоваться в соответствии с гигиеническими требованиями. И.П. Ковалько приводит критерии гигиенической оценки занятия и гигиенические требования к организации учеб­ных занятий с использованием новых информационных технологий «Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для

детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 мин…», — пи­шет В.И. Ковалько, ссылаясь на валеологические исследова­ния И.К. Смирнова, Н.Т. Лебедевой, а также письмо Ми­нистерства образования РФ от 17,12.2001 г. № 957/13-13. Таким образом, использование компьютерных заданий не за­меняет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополни­тельным, рациональным и удобным источником  информации,  занимая лишь часть учебного времени.

Очень удобной нам пред­ставляется программа  Power Point. На слайдах можно раз­местить необходимый картин­ный материал, цифровые фо­тографии,  тексты,  размеры которых можно варьировать. Для последовательного воспри­ятия детьми учебного ма­териала небольшими «порци­ями»  существует настройка анимации.  При желании и умении можно добавлять му­зыкальное и голосовое сопро­вождение к демонстрации та­кой презентации.

О.Б. Воронкова подробно освещает методичес­кий и практический аспект работы в Роwег Роint.  «Ком­пьютерная презентация — это файл... Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательнос­ти кадров или слайдов. Эти слайды можно не только вы­водить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и напечатать на бумаге. Достоинства такой презентации по сравне­нию с ворохом плакатов оче­видны». Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как может включать самые разнообраз­ные материалы: схемы, табли­цы, диаграммы, тексты, картины, пор­треты, видео- и аудиофрагменты, элементы анимации.

Преимуществами электрон­ного способа работы с инфор­мацией являются:

— последовательность и системность информации;

— тезисность и информа­тивность;

— наглядность и эффект­ность подачи материала;

— легкость возврата к пре­дыдущей информации;

— возможность дополнения или исправления информа­ции;

— копируемость;

— транспортабельность.

Все перечисленные факто­ры могут быть задействованы в коррекционно-развивающих целях в рамках данной ком­пьютерной программы.

Многие авторы, изучающие проблемы  дислексий, обращали внимание на специфические нарушения зрительного восприятия у таких детей, несвязанные с остротой зрения, показателями рефракции и аккомодации. Выступая на Третьей международной конференции Российской ассоциации дислексии в мае 2007 г., М. Н. Русецкая и Г.В. Чиркина познакомили участников конференции с наглядно-действенной методикой «Визуальный тренажер» для детей 5—7 лет. Проблемы формирования глазомера, прослеживания глазами, ориентации в пространстве можно решать у дошкольников и младших школьников с помощью соответствующей компьютерной программы – тренажера.

При работе с презентациями роль учителя-логопеда в корне меняется. На момент создания презентации он становится творцом, автором, а в момент демонстрации презен­тации — руководителем, рас­пределителем. В логопедической практике применимы компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, тесты, задания на дифферен­циацию звуков и букв, заня­тия по развитию речи, попол­нению и уточнению словаря (по лексическим темам).

Попытаемся показать задания, на формирование  правильного звукопроизношения у дошкольников,  предъявляемые в ре­жиме презентаций, на примере занятия «Экскурсия  по торговому центру «Звуколандия» (автоматизация звука  «С»).

Содержание кадров:

1 Слайд. Титульный лист

2 Слайд. Торговый центрХочу такой сайт

3 Слайд. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

    А) Опиши предмет по признакам (величина, цвет, рельеф, место).

    Б) Белка.

    В) Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

4 Слайд. Итог 1-го этапа -пальчиковой гимнастики

5 Слайд.  Дыхательная гимнастика (задание -поставить цветы в вазы)

    А). Вдох, на выдохе петь А-А-А.

    Б). Вдох, на выдохе петь О-О-О.

    В). Вдох, на выдохе петь У-У-У.

    Г). Вдох, на выдохе петь И-И-И.

6 Слайд. Итог 2-го этапа- дыхательной гимнастики.

7 Слайд.  Артикуляционная гимнастика.

8 Слайд. Итог этапа.

      9 Слайд. Изолированное произношение звука «С» и его характеристика.

     10 Слайд. Итог этапа работы.

     11 Слайд. Автоматизация звука «С» в словах.

·         Определить наличие звука в слове.

·         Определить места звука в слове.

          12 Слайд. Игра «Да – Нет».

          13-14 Слайды.  Рефлексия. Итог всего занятия.

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».