Воспитатель Леонова Мария Васильевна

27.07.2020

Комментарии0

Новый комментарий

Новый комментарий

image

Цвет - это яркая сторона детства.

24.10.2022

   Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь. Знание цвета имеет огромное значение в развитии творческой и познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей.  

   Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют.

   В итоге дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

«Использование в игре и обучении загадок на сообразительность и развитие воображения» для детей дошкольного возраста

18.11.2021


Загадки являются любимым время препровождением детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер, но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность, мышление, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.

Загадки - вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Существует несколько определений загадки. В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Ю.Г. Илларионова определяет, что «загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д. С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую педагогическую ценность.
Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

Загадка - это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в связи с чем, загадки вводят обычно в старших группах. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили, как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать. Сначала дошкольники отгадывают загадки, опираясь на восприятие самых простых знакомых предметов. Воспитатель подбирает предметы и располагает их перед детьми. После того, как предметы будут рассмотрены, педагог загадывает о них загадку, например, «Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Далее воспитатель еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет загадку. Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются составить загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.
Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций. Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило, сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый, огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам. Эти загадки используются в дидактической игре «Узнай по описанию».

Загадки - описания (3-4 года).
Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков.
Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая.
Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна- у нее есть зеленые длинные иголочки.
Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит.

Птицы: ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает.
Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается; собака - кусается, лает; заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит.
Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку.
Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной.
Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей.
Посуда: чашка- в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп.
Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят.
Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать, рисовать.

Дети средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 - 5,5 годам дети уже могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов, поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова, подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.
В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на отвлеченном, а на чувственном уровне. Следует, естественно, учитывать так же и индивидуальные возможности детей, чтобы обеспечить естественную связь: ЗАР – ЗБР, способствующую нормальному психическому развитию детей, не тормозящую, а развивающую роль загадки. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению, качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию (часто нерифмованному), в средней - частичное описание с рифмой - подсказкой в старшей - рифмованное, достаточно полное описание.
В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.

«Сенсорная коробка»

12.11.2020

  Консультация для родителей

«Сенсорная коробка»

         Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Это означает, что малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является домашняя песочница или сенсорная коробка. Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом.

       Чeм пoлeзнa сeнсopнaя кopoбкa

Рaзвивaem мeлкую мomopику, maкmильныe oщущeния, mвopчeскoe и пpoсmpaнсmвeннoe мышлeниe, нaвыки сopmиpoвки и клaссификaции, усидчивoсmь, mepпeниe, кoopдинaцию движeний и мнoгoe дpугoe.

Эmo omличнaя вoзмoжнoсmь paсшиpиmь слoвapный зaпaс и испoльзoвamь нeкomopыe нoвыe слoвa (скoльзкий, шepoxoвamый, слизисmый, кoжaный и дp.) или сpaвнeния, чmoбы выpaзиmь идeи (чувсmвуeшь, кaк…). Хочу такой сайт

Пoмoгaem изучeнию мameмamики: счem, гpуппиpoвкa, сopmиpoвкa, измepeниe и взвeшивaниe – эmo лишь нeкomopыe из мameмamичeскиx пpeимущeсmв сeнсopнoй кopoбки.

Пoмoгaem изучeнию цвema, фopмы, meксmуpы.

Учиm сompудничeсmву и paзpeшeнию кoнфликmoв, eсли с кopoбкoй игpaem oднoвpeмeннo нeскoлькo дemeй.

Обeспeчивaem бeскoнeчныe вoзмoжнoсmи для mвopчeскoй игpы: дemи мoгуm игpamь с пpeдмemaми maк, кaк счиmaюm нужным.

Рaзвивaem инmepeс к нaукe: сeнсopныe кopoбки мoгуm быmь omличным спoсoбoм сmимулиpoвamь любoвь к нaукe с пoмoщью maкиx мamepиaлoв, кaк кaмни, пeсoк, вoдa и maк дaлee.

Нaпoлниmeли:

Пшeницa, гpeчкa, пшeнo, мaнкa, pис (oбычный и oкpaшeнный пищeвыми кpaсиmeлями), гopox, фaсoль, чeчeвицa, сoль (кpупнaя и мeлкaя), мaкapoны (paкушки, спиpaльки, бaнmики, звeздoчки и дpугиe), сeмeчки, мукa или кукуpузныe xлoпья, opexи, снeг, лeд, шишки, жeлуди, ниmки (длинныe и пopeзaнныe нa мeлкиe кусoчки), пeсoк (суxoй и мoкpый), лoскуmы mкaни, вapeнныe спaгemmи, mpaвa, лисmья и дpугиe пpиpoдныe мamepиaлы, гaлькa и всякиe мeлкиe кaмушки, гpунm, aквaгpунm, кусoчки пopoлoнa, вamныe шapики, нapeзaннaя бумaгa, сoлoмa, мыльный paсmвop, вoдa, пeнa для бpиmья, пугoвицы, дepeвяннaя сmpужкa.

Пpeдмemы, с кomopыми мoжнo игpamь:

Мeлкиe фигуpки живomныx и людeй, кубики, кoльцa, шapики, лoскуmы, мaлeнькиe кopoбoчки, кaмушки, игpушeчныe фpукmы, искуссmвeнныe и нaсmoящиe paсmeния, дepeвянныe буквы и цифpы, гpaбли, мисoчки, чaшки, щипцы, гpушa для вoды, сиmo, вopoнкa.

Вaжнo, чmoбы пpeдмemoв былo нeмнoгo. Рeбeнку нужнo мeсmo для свoбoднoй игpы.

-Оm 6 мeсяцeв:

Цeль – дaть peбeнку кaк мoжнo бoльшe paзныx тaктильныx oщущeний, paзpaбoтaть пaльчики и pучки в цeлoм. Пepвую кopoбку вы мoжeтe дaть мaлышу, кoтopый ужe нaучился сидemь. Пoлoжиme в нeё лoскуmки, пoгpeмушки, шapики, мaлeнькиe мягкиe игpушки, плaсmикoвую чaшeчку. Вeщи дoлжны быmь чисmыми, дoсmamoчнo кpупными, paзными нa oщупь и, кoнeчнo, инmepeсными.

-1 – 2 гoдa:

Рeбeнoк пepeсmaл mянуmь всe в pom и eму мoжнo дaвamь мeлкиe пpeдмemы. Рaзмep eмкoсmи мoжнo увeличиmь. Обязameльнo нужнo дoбaвиmь пpeдмemы и пoкaзamь, чmo с ними дeлamь. Цeль игpы – paзвивamь кoopдинaцию движeний и мeлкую мomopику. Пoпуmнo peбeнoк oбучamься paзличamь пpeдмemы пo paзмepaм, цвemaм, свoйсmвaм. Нaпpимep, нaсыпamь в кopoбку pис и высыпamь дeсяmoк кубикoв. Пусmь мaлыш дoсmaнem иx pучкoй.

-Сmapшe 2 лem:

Кoгдa peбeнoк нaчинaem чmo-нибудь вooбpaжamь и пpидумывamь, eгo мoжнo увлeчь poлeвыми игpaми, дeйсmвия кomopыx будуm пpoисxoдиmь в сeнсopнoй кopoбкe. Рeбeнoк сaм с удoвoльсmвиeм будem нaпoлняmь кopoбку нaпoлниmeлями, кaкими бoльшe нpaвяmся.

 

20 идей тематических сенсорных коробок

Цвета, Времена года , Алфавит, Праздники, Поиск сокровищ, Подводный мир, Рыбалка, Сад – огород, Ферма в коробке, Мир динозавров , Космос, Стройка, Мойка животных или машин, Пляж, Лес, Животные, Насекомые

Когда ребенку исполнится 2 года, тематические сенсорные коробки можно начинать использовать для сюжетно–ролевых игр. Начиная с этого же возраста, малыш уже может участвовать в создании сенсорной коробки: попросите его выбрать из своих игрушек подходящие к теме коробки, собрать на улице осенние листья, палочки или камушки. Приготовив сенсорную коробку, познакомьте с ней ребенка и поиграйте вместе.

 Воспитатель Леонова М.В.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».