16.09.2021
План по
самообразованию учителя- логопеда: Умалаевой Аймисей Нажмудиновны
Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами
игровых технологий».
Цель:
повысить свою профессиональную квалификацию по вопросам коррекции речи
дошкольников путем использования игровых технологий.
Задачи:
1. Изучение современных
подходов по использованию игровых
технологий в коррекции речи
детей дошкольного возраста.
2. Планирование работы по
использованию игровых технологий.
3. Описать формы и методы
работы с детьми и родителями с
использованием игровых
технологий.
4. Внедрить систему работы по
использованию игровых технологий в
коррекции речи детей
дошкольного возраста, распространение
положительного опыта.
Предполагаемый
результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального
назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематическом
использовании игровых технологий в работе над развитием связной речи
значительно увеличится словарь детей, разовьется фонематического восприятия,
дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Актуальность выбранной темы.
Для достижения целевых
ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых
нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения
детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда
комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению
речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.
Такой формой может быть
только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические
упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности
детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот
необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и
совершенствование речевой активности ребенка.
Игровой метод — это основной
метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями
правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс
обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт.
Методы и приемы:
Наглядные методы:
рассматривание игрушек, картин, фотографий, слайдов;
Словесные методы: чтение и
рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ,
обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы:
дидактические развивающие игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические
упражнения.
Сроки Содержание работы
Изменение
предметно-развивающей среды Практический
выход
Сентябрь
Изучить и проанализировать:
- Программу коррекционной
логопедической работы Н. В. Нищевой. Обследование речи детей.
1. Ознакомление родителей с
результатами обследования.
2. Выступление на
родительских собраниях в младшей, средней, старшей и подготовительных группах.
1. Памятка для родителей «Как
правильно выполнять артикуляционную гимнастику»
2. Выставление информации на
сайте ДОУ
- результаты обследования
речи детей.
- Рабочая программа на
учебный год, индивидуальные планы логопедической коррекции.
Октябрь
С родителями:
1. Индивидуальная работа с
родителями.
2. Консультация на тему:
«Игровая артикуляционная гимнастика»
Изучение опыта работы,
методик и игровых технологий,применяе-мых педагогами в интернет-сети.
Ноябрь
Изучить и проанализировать
материал с детского портала «Солныш-
ко»: www.solnet.ru
- Игры для развития мелкой
моторики Н. В. Нищевой.
1. Использование накопленного
опыта в работе с детьми. 2. Использование нестандартных предметов на
индивидуальных занятиях для развития мелкой моторики.
1. Индивидуальная работа с
родителями. 2. Консультация на тему: «Как использовать привычные предметы для
развития мелкой моторики
ребенка».
Пополнение речевого уголка на
тему: «Использование нестандартных предметов для развития мелкой моторики»
- различные предметы для
развития мелкой моторики.
Декабрь
Изучение материала на сайте:
www. logoped.ru Использование парных логопедических карточек для автоматизации
звуков на индивидуальных занятиях.
1. Индивидуальная работа с
родителями.
2. Консультация на тему:
«С детьми играем, речь
развиваем».
Размещение информации на
сайте ДОУ. - использование накопленного опыта в работе с детьми.
Январь
Изготовить демонстрационный
пособия для дыхатель-
ной гимнастики
Использование пособий на
индивидуальных занятиях.
Консультация на тему:
«Важность развития речевого дыхания в развитии речи у дошкольников»
- пособия для дыхательной
гимнастики.
Февраль
Изучить и проанализировать МП
Васильевой С. А.
-Логопедические игры для
дошкольников – М. «Школа Пресс»,2007.
Использование артикуляционных
игр, комплексов игр для развития дыхания. 1. Индивидуальная работа с
родителями.
Выставление информации на
сайте ДОУ.
- использование накопленного
опыта в работе с детьми.
Март
Изучение опыта работы
учителя-логопеда Коняхиной Н. В.
по теме: «Коррекция общего
недоразвития речи средствами логоритмики».
Использование на
индивидуальных занятиях логоритмических упражнений: пальчиковые игры, подвижные
игры.
1. Индивидуальная работа с
родителями.
2. Консультация родителей:
«Важность логоритмических упражнений для развития речи и фонематического
восприятия».
Размещение информации на
сайте ДОУ
- использование накопленного
опыта в работе с детьми.
Апрель
Изготовление презентаций по
лексическим темам и для индивидуальных занятий.
Использование на занятиях презентаций.
Составление рассказов по
сюжетным картинкам.
Памятка для родителей:
«Учимся составлять рассказы
по картинкам»,
«С трудными звуками справимся
играючи».
- подборка сюжетных картинок
для составления рассказов, и автоматизации поставленных звуков.
Май
Проведение диагностики по
речевому развитию детей.
Обследование связной речи
детей.
Разработка рекомендаций
родителям по развитию речи детей в летний период.
Размещение консультации на
сайте ДОО.
- Результаты обследования
речи.
- Отчет о проделанной работе
за учебный год.