15.09.2021
«Игровая артикуляционная гимнастика».
Артикуляционная гимнастика
очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про
которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение
звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Занятия артикуляционной
гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно,
чётко и красиво.
Дети со сложными нарушениями
звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними
начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Некоторые дети благодаря
своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по
развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без
помощи специалиста.
Рекомендации к проведению
упражнений:
1. Сначала упражнение надо
выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный
контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно
задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает
язычок? Где он находится (вверху или внизу?
2. Затем темп упражнения
можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы
упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
3. Лучше заниматься 2 раза в
день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и
усидчивости ребёнка.
4. Занимаясь с детьми 3-4
летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
5. К детям 4-5 лет требования
повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без
подёргиваний.
Упражнений для развития
подвижности мышц языка и объяснение положения органов артикуляции.
Игровые упражнения для
развития подвижности мышц языка.
Рот открыт, язык «лопаткой»,
чистит нижние зубы, затем «выбрасывает мусор», проскальзывает по краям зубов,
по губе и закрывает нижнюю губу. Челюсть не двигать.
«Оближем варенье»
Рот открыт, круговыми
движениями высунутым языком облизываем сначала верхние, потом нижние губы по
часовой стрелке и против часовой стрелки. Кончик языка заострён, а спинка
распластана.
«Покрасим крышу»
Рот открыт широко. Язык
вытягивается и задевает кончиком альвеолы, переходит к нёбу, в двух местах к
нёбу, стараясь достать самую высокую точку нёба, возвращается по этим же
точкам.
б) «Моляры» - это же движение
делаем неотрывно, плавно, язык скользит по нёбу назад вперёд. Кончик языка не
виден.
Массажа губ в игровых
упражнениях.
Выполнение упражнений перед
зеркалами.
1. Кучерское «тпру» -
вибрация губ.
2.«Балалаечка» - играем
поочереди 1:1- :1-2-3: 1-2-3-4: 1-2-3-4-5 пальцами на нижней губе на
приблизительный звук «у».
3. Поколачивание двумя
пальцами по губам на звуках «а-о».
4. Игра указательным пальцем
между губами на звуке «и»
5. Придерживаем указательным
пальцем левой руки верхнюю губу, а указательным пальцем правой руки шлёпаем
снизу-вверх под нижней губой на звуке «у». должно получится «б-б-б».
6. Ставим в уголки рта
указательные пальчики и делаем круговые движения к носу и от носа.