12.10.2021
«Значение развития речи в жизни ребенка.
Как правильно развивать речь детей»
Каждый родитель хочет видеть
своего ребенка здоровым,
счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со
сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная
застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.
Задача родителей - вовремя
заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме,
установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к
специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно
вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема
еще не приобрела серьезных масштабов, т. к. чем больше она запущена, тем
сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и
невозможно.
Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка?
Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он
пользуется речью? Нужно ли
заниматься с ребенком, если
вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все
произойдет "само собой", "когда-нибудь он научиться
говорить"?
Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо
воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень
важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился
вам отвечать. Помните - он запоминает, что вы говорите и как вы говорите.
Именно вашей речью пополняется
активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка.
Для того чтобы понять, все ли
в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо
знать этапы развития речи ребенка.
Ниже мы приводим таблицу, в которой дана последовательность появления тех или
иных явлений в детской речи и обозначены возрастные нормативы их
появления. Это время не является жестко обязательным, сроки и, в некоторой
степени, последовательность развития форм речи могут варьировать в
соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребенка.
Речевое развитие ребёнка на пятом
году жизни.
Увеличение активного словаря (слов к пяти годам) даёт
возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но
увеличение словаря и развитие
связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают
чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова в
роде, в числе.
В этом возрасте велико
тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать
собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка
речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
У малышей этого возраста значительно улучшается
звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных
звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши
могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками [с], [з],
[ш], [р], [р’], [л], [л’], например:
Лара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно
шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др. Чтобы родителям было удобнее
следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приводим
таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных
и согласных звуков.
Рекомендации родителям по формированию правильной речи.
Родителям
важно помнить, что
дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок
будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:
- доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной
труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;
- грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений
звукопроизношения.
Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого
образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное
речевое и психическое развитие замедляется
и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и
психического развития.
Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и
сказки.
Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего
возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию,
к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и
психологический климат в семье.
Своевременная диагностика, а
также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют
ребёнку с психо-речевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной
норме по уровню общего и речевого развития.
Таким образом, чем чаще родители будут
разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком
рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки,
играть, тем скорее он овладеет правильной речью.
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов,
сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе? Чтобы он состоялся как
личность? Чтобы он чувствовал себя свободно и уверенно?
Учите своего малыша говорить.
Учась говорить, он учится
думать. И говорить он должен правильно.
Не заглядывая в отдаленное
будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если Ваше любимое чадо получило
прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не ваша ли в этом
вина? Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился
четко и правильно выговаривать
все звуки и овладел разговорной речью?
В норме к 4 – 5 годам ребенок должен различать
все звуки родного языка и правильно их произносить. Его активный словарь к
этому времени составляет 3000 – 4000 слов.
Чистое произношение и развитая речь – заслуга,
прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив недостаточное
внимание к речи детей нередко
становится главной причиной их дислалии – дефектов произношения,
невыговаривания или искажения звуков.
Устранить такие, сформировать
и закрепить правильную артикуляцию Вашему
ребенку помогут и врач-логопед, и педагоги-воспитатели
детских учреждений. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны
взять на себя его родители.