06.09.2021
План по самообразованию педагога
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие
детей дошкольного возраста»
Цель:
повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и
компетентности. Создать условия для творческих, познавательных, коммуникативных
способностей детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- изучить научную, методическую,
справочную литературу, периодические издания по вопросам
влияния устного народного творчества
на развитие детей дошкольного возраста;
- выявить значение устного народного творчества
в системе воспитания детей;
- выбрать наиболее эффективные методы
и приемы для работы с детьми;
- продолжать ознакомить детей с устным народным
творчеством, приобщать детей к русскому фольклору;
- обогащать речь детей, развивать свободное общение взрослого и детей о
прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
- сплотить детский коллектив, воспитывать дружеские
чувства и гуманные взаимоотношения между детьми;
- развить творческие способности, любознательность,
наблюдательность;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию
по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
Этап
работы над темой самообразования: 1 год
Актуальность
Одной
из главных задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его
духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая,
культурно-исторический опыт народа создаваемый веками громадным количеством
поколений и закрепленный в произведениях народного искусства, которые восхищают
и удивляют своим глубоким содержанием к совершенной формой.
Знакомство
с таким материалом интересно и само по себе (как часть нашего прошлого, нашей
истории), и по той причине, что этим многовековым периодом во многом
определяется сегодняшний тип русской культуры и русского характера. Русское народное творчество не перестает
восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно
постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов,
педагогов. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский охарактеризовал русское
народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он
подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна
вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область
народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего
народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во
всем его жанровом многообразии.
Фольклор
— народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная
творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы,
принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание,
песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни,
инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр
кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В
наши дни данная проблема становится еще более актуальной. Отсутствие или
нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не
внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны
родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.
К
сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом
окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не
используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного
усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в
дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного,
эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение
родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Педагог
детского сада имеет больше возможностей для воспитания детей в духе родной
культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет с детьми, и
фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой
жизни, украсив и одухотворив ее.
Исходя
из этого, я определила тему своей работы: «Влияние устного народного творчества
на развитие детей дошкольного возраста»Размещено н
ч Формы работы с детьми:
- совместная
деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная
работа с детьми
- свободная
самостоятельная деятельность детей.
фол Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные
и групповые беседы
- родительские
собрания
- оформление
наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение
к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Работа с детьми по самообразованию
-
формируется интерес к устному народному творчеству, обеспечивает
эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников: пополнению и
обогащению их словарного запаса;
-
позволяет детям приобретать
необходимые умения и навыки для использовании их в речевом общении,
театрализованных, сюжетных играх.
-
приобщается к культуре своего народа, получает первые
впечатления о ней.
-
произведения учат образно мыслить, в обычном предмете или
явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение
к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в
практической деятельности.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
-
повышение
профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме
самообразования;
-
повышение
компетентности родителей воспитанников в вопросах влияния устного народного
творчества на развитие детей дошкольного возраста
-
пополнена РППС группы.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования
по теме:
-
Буклеты,
памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей и педагогов ДОУ
-
Презентация
педагога по теме самообразования.
-
Личное участие в
творческих конкурсах на разных уровнях.
При составлении плана
руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной
самостоятельности.
Этот
принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала
потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка
чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает ребенку включиться в игровое взаимодействие
по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один
из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно
эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог
поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не
менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми .Предполагает. использование
наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых
создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема
инсценирования.
4.
Принцип поэтапности.
В
передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле
практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из
нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение
смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной
деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и
какого-либо навыка.
5.
Принцип вариативности.
Поможет
закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение
пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в
совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким
образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора
в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной
художественно – речевой деятельности.
План деятельности воспитателя по
теме самообразования
Этапы самообразования:
Этапы |
Содержание работы |
Практическая деятельность |
Организационно - диагностический |
Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования |
Изучение научно-методической и
учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и
периодической печати по теме. |
Практический |
Внедрение . Формирование методического комплекса. |
Работа с детьми Работа с родителями воспитанников Работа с педагогами ДОУ Обогащение РППС. |
Обобщающий |
Подведение итогов. Оформление результатов работы. |
Оформление результатов работы. Презентация отчета по самообразовании на
педсовете ДОУ. |