27.07.2020
24.10.2022
Главным
признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь
наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава –
зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше
воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение,
мышление, обогащает речь. Знание цвета имеет огромное значение в развитии
творческой и познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят
цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом
помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира,
развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет и его сочетания
имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего
детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу
ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует
художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету
можно и необходимо воспитывать. Чувство цвета - не только проявление
художественных способностей ребенка, но и способность отражения им окружающего
мира. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по
мере того, как они взрослеют.
В итоге дети оперируют имеющими знаниями о
цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются,
обогащаются. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой
словарь.
18.11.2021
Загадки являются любимым время препровождением
детей любого возраста. Они не только носят развлекательный характер,
но и имеют практическое значение, так как развивают память, наблюдательность,
мышление, расширяют кругозор, тренируют сообразительность и находчивость.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое,
увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание
загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные
признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к
родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово,
сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на
многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит, развивают чувство
юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Загадки -
вид устного народного творчества. Созданные народом на протяжении многовековой
истории, они составляют неоценимое богатство его языка. Существует несколько
определений загадки. В.П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос,
поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически
организованного описания какого-либо предмета или явления». По определению
фольклориста В.И. Чичерова, «загадки – это иносказательное описание какого-либо
предмета или явления, данное, обычно, в форме вопроса». Ю.Г. Илларионова
определяет, что «загадка - это краткое описание предмета или явления, часто в
поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного
(прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса». Содержание загадок отражает
жизнь и деятельность человека, явления окружающей действительности и т.д. С
развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии
человека остается неизменным: загадка отражает сущность предмета или
явления, самые особенные их черты, которые народная мудрость выражает очень
легко и просто, обыденными, всем попятными словами, что представляет неоценимую
педагогическую ценность.
Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором
сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об
изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в
соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в
быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность,
стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма,
загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.
Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении
доказывать. Но содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать
логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования
речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка является как
средством воспитания, так и средством обучения и развития детей, загадка - это
не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в
рассуждении и умении доказывать.
Загадка -
это краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или
иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности, в
связи с чем, загадки вводят обычно в старших группах. Задача воспитателя
состоит не в том, чтобы дети запомнили, как можно больше загадок или научились
быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить,
сопоставлять, сравнивать. Сначала дошкольники отгадывают загадки, опираясь на
восприятие самых простых знакомых предметов. Воспитатель подбирает предметы и
располагает их перед детьми. После того, как предметы будут рассмотрены,
педагог загадывает о них загадку, например, «Два конца, два кольца, посередине
гвоздик». Далее воспитатель еще раз рассматривает с детьми ножницы, поясняет
загадку. Воспитатель должен поощрять детей, которые самостоятельно пытаются
составить загадки, помогать им в этом, подсказывать нужные слова, фразы.
Разгадывание загадок - это действительно сложный ряд мыслительных операций.
Учитывая сложность такого вида деятельности, как разгадывание загадки, работу
по обучению следует начинать с младшей группы. В младшей группе можно использовать
загадки-описания (нерифмованный текст, содержащий названия различных качеств
предмета и, возможно, способа действия или назначение). Такие «загадки» вполне
доступны детям 3-4 лет, поскольку в этом возрасте у детей уже, как правило,
сформированы представления о цвете, величине, иногда вкусе предметов, причем
эти качества являются функционально значимыми (лимон только желтый и кислый,
огурец - зеленый). Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает
достаточное количество прилагательных, глаголов. Загадки-описания, предлагаемые
детям младшей дошкольной группы, разбиты по темам. Эти загадки используются в
дидактической игре «Узнай по описанию».
Загадки - описания (3-4
года).
Цветы: ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него
много желтых лепестков.
Овощи: картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она
вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный,
висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая.
Деревья: береза - у нее белый ствол, сосна- у нее есть зеленые
длинные иголочки.
Фрукты: яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое;
сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый.
Насекомое: бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он
жужжит.
Птицы: ворона -
большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой,
кукарекает.
Животные: кошка – пушистая, мяукает, умывается; собака - кусается,
лает; заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы);
лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой,
коричневый, хвостик маленький, зимой спит.
Игрушки: мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку.
Одежды: пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка
- ее мы носим осенью, весной.
Транспорт: грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он
ездит, в него входит мало людей.
Посуда: чашка- в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в
ней варят суп.
Мебель: стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем
сидят и есть ножки; кровать - на ней спят.
Части тела: руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они
помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать,
писать, рисовать.
Дети
средней возрастной группы уже достаточно хорошо отличают правильное
произношение от дефектного. Это объясняется тем, что в данном возрасте
происходит интенсивное развитие фонематического слуха (хотя фонетическая
сторона речи может быть еще очень несовершенной). К 5 - 5,5 годам дети уже
могут выделить первый и последний звуки в слове, сосчитать количество слогов,
поделить слово на слоги, найти похожие по фонетическому составу слова,
подобрать рифму к слову. Этим и объясняется то, что в работе с детьми 4-5 лет
следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова -
отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает
внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать
слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки
(ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих по смыслу слов,
а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.
В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие
всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Однако, этот вопрос не
должен содержать метафорических описаний и сравнений. Сравнение должно
заставлять ребенка искать общие внешние признаки, а не содержащиеся во
внутренней сути какого-либо объекта или явления. Дети владеют достаточным
объемом словаря, который содержит все категории слов, но ребенок еще не в
состоянии проводить сложные аналогии между объектом и его описанием, ассоциации
возникают только по внешнему сходству, качествам, действиям. Поэтому загадки
должны быть такими, которые заставили бы ребенка думать, рассуждать, но не на
отвлеченном, а на чувственном уровне. Следует, естественно, учитывать так же и
индивидуальные возможности детей, чтобы обеспечить естественную связь: ЗАР –
ЗБР, способствующую нормальному психическому развитию детей, не тормозящую, а
развивающую роль загадки. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям
загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число
мыслительных операций. Поэтому к подготовительной группе дети научены выделять
существенные признаки предметов, объединять предметы в группы по назначению,
качествам, действиям, выделять нужные объекты при условии достаточного их
описания. Причем, в младшей группе, загадка сводится исключительно к описанию
(часто нерифмованному), в средней - частичное описание с рифмой - подсказкой в
старшей - рифмованное, достаточно полное описание.
В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу,
предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими
сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет
на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду
деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным
содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств
объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии,
ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл
фразеологизмов и метафор - достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем
дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача
воспитателя - доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий,
фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты,
выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе,
поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их
смысл самостоятельно.
12.11.2020
Консультация для родителей
«Сенсорная коробка»
Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев. Это означает, что малыш познает мир и развивает речь через пальчики:
ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться.
Универсальной вещью для тактильных игр является домашняя песочница или
сенсорная коробка. Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода
тактильным материалом.
Чeм пoлeзнa сeнсopнaя кopoбкa
☀Рaзвивaem мeлкую мomopику, maкmильныe oщущeния,
mвopчeскoe и пpoсmpaнсmвeннoe мышлeниe, нaвыки сopmиpoвки и клaссификaции,
усидчивoсmь, mepпeниe, кoopдинaцию движeний и мнoгoe дpугoe.
☀ Эmo omличнaя вoзмoжнoсmь paсшиpиmь слoвapный зaпaс
и испoльзoвamь нeкomopыe нoвыe слoвa (скoльзкий, шepoxoвamый, слизисmый,
кoжaный и дp.) или сpaвнeния, чmoбы выpaзиmь идeи (чувсmвуeшь, кaк…).
☀Пoмoгaem изучeнию мameмamики: счem, гpуппиpoвкa,
сopmиpoвкa, измepeниe и взвeшивaниe – эmo лишь нeкomopыe из мameмamичeскиx пpeимущeсmв
сeнсopнoй кopoбки.
☀Пoмoгaem изучeнию цвema, фopмы, meксmуpы.
☀Учиm сompудничeсmву и paзpeшeнию кoнфликmoв, eсли с
кopoбкoй игpaem oднoвpeмeннo нeскoлькo дemeй.
☀Обeспeчивaem бeскoнeчныe вoзмoжнoсmи для mвopчeскoй
игpы: дemи мoгуm игpamь с пpeдмemaми maк, кaк счиmaюm нужным.
☀Рaзвивaem инmepeс к нaукe: сeнсopныe кopoбки мoгуm
быmь omличным спoсoбoм сmимулиpoвamь любoвь к нaукe с пoмoщью maкиx мamepиaлoв,
кaк кaмни, пeсoк, вoдa и maк дaлee.
Нaпoлниmeли:
Пшeницa,
гpeчкa, пшeнo, мaнкa, pис (oбычный и oкpaшeнный пищeвыми кpaсиmeлями), гopox,
фaсoль, чeчeвицa, сoль (кpупнaя и мeлкaя), мaкapoны (paкушки, спиpaльки, бaнmики,
звeздoчки и дpугиe), сeмeчки, мукa или кукуpузныe xлoпья, opexи, снeг, лeд,
шишки, жeлуди, ниmки (длинныe и пopeзaнныe нa мeлкиe кусoчки), пeсoк (суxoй и
мoкpый), лoскуmы mкaни, вapeнныe спaгemmи, mpaвa, лисmья и дpугиe пpиpoдныe
мamepиaлы, гaлькa и всякиe мeлкиe кaмушки, гpунm, aквaгpунm, кусoчки пopoлoнa,
вamныe шapики, нapeзaннaя бумaгa, сoлoмa, мыльный paсmвop, вoдa, пeнa для
бpиmья, пугoвицы, дepeвяннaя сmpужкa.
Пpeдмemы,
с кomopыми мoжнo игpamь:
Мeлкиe
фигуpки живomныx и людeй, кубики, кoльцa, шapики, лoскуmы, мaлeнькиe кopoбoчки,
кaмушки, игpушeчныe фpукmы, искуссmвeнныe и нaсmoящиe paсmeния, дepeвянныe
буквы и цифpы, гpaбли, мисoчки, чaшки, щипцы, гpушa для вoды, сиmo, вopoнкa.
Вaжнo,
чmoбы пpeдмemoв былo нeмнoгo. Рeбeнку нужнo мeсmo для свoбoднoй игpы.
-Оm 6 мeсяцeв:
Цeль
– дaть peбeнку кaк мoжнo бoльшe paзныx тaктильныx oщущeний, paзpaбoтaть
пaльчики и pучки в цeлoм. Пepвую кopoбку вы мoжeтe дaть мaлышу, кoтopый ужe
нaучился сидemь. Пoлoжиme в нeё лoскуmки, пoгpeмушки, шapики, мaлeнькиe мягкиe
игpушки, плaсmикoвую чaшeчку. Вeщи дoлжны быmь чисmыми, дoсmamoчнo кpупными,
paзными нa oщупь и, кoнeчнo, инmepeсными.
-1 – 2 гoдa:
Рeбeнoк
пepeсmaл mянуmь всe в pom и eму мoжнo дaвamь мeлкиe пpeдмemы. Рaзмep eмкoсmи
мoжнo увeличиmь. Обязameльнo нужнo дoбaвиmь пpeдмemы и пoкaзamь, чmo с ними
дeлamь. Цeль игpы – paзвивamь кoopдинaцию движeний и мeлкую мomopику. Пoпуmнo
peбeнoк oбучamься paзличamь пpeдмemы пo paзмepaм, цвemaм, свoйсmвaм. Нaпpимep,
нaсыпamь в кopoбку pис и высыпamь дeсяmoк кубикoв. Пусmь мaлыш дoсmaнem иx
pучкoй.
-Сmapшe 2 лem:
Кoгдa
peбeнoк нaчинaem чmo-нибудь вooбpaжamь и пpидумывamь, eгo мoжнo увлeчь poлeвыми
игpaми, дeйсmвия кomopыx будуm пpoисxoдиmь в сeнсopнoй кopoбкe. Рeбeнoк сaм с
удoвoльсmвиeм будem нaпoлняmь кopoбку нaпoлниmeлями, кaкими бoльшe нpaвяmся.
20 идей тематических
сенсорных коробок
Цвета,
Времена года , Алфавит, Праздники, Поиск сокровищ, Подводный мир, Рыбалка, Сад
– огород, Ферма в коробке, Мир динозавров , Космос, Стройка, Мойка животных или
машин, Пляж, Лес, Животные, Насекомые
Когда
ребенку исполнится 2 года, тематические сенсорные коробки можно начинать
использовать для сюжетно–ролевых игр. Начиная с этого же возраста, малыш уже
может участвовать в создании сенсорной коробки: попросите его выбрать из своих
игрушек подходящие к теме коробки, собрать на улице осенние листья, палочки или
камушки. Приготовив сенсорную коробку, познакомьте с ней ребенка и поиграйте
вместе.
Воспитатель Леонова М.В.
Комментарии0
Новый комментарий