05.10.2021
Ранний возраст имеет исключительно большое
значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные
человеческие способности: познавательность, любознательность,
уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь,
воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не
возникают сами по себе, как следствие возраста
ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных
педагогических воздействий. Взрослые - хранители опыта, накопленного
человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как
с помощью языка.
Работая с детьми раннего
возраста более 5 лет, я заметила, что тот ребенок, который хорошо
владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Нет ни одного
вида деятельности, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого
делает деятельность более эмоциональной, развивает логическое
и образное мышление. Особое место занимает фольклор в
игровой деятельности. Формы подачи фольклора
разнообразны. Необходимо использовать все доступные виды деятельности,
чтобы открыть для детей занимательный
и яркий мир творчества народа.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом,
нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при
убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с
народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение
к окружающему миру, играет неоценимую роль
в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое
значение во всестороннем развитии
ребенка.
В своей профессиональной деятельности я сталкиваюсь со
следующими противоречиями:
• Между возрастающим
объемом информации, который необходимо донести детям согласно учебному
плану и достаточно долгой и сложной адаптацией детей
к детскому саду.
• Между желанием родителей к получению информации о
жизни группы, совета по развитию ребенка
и отсутствием таких возможностей в группе.
Выявленные противоречия приводят к возникновению
следующих проблем:
• Трудная адаптация ребенка к детскому саду.
• Утрата самобытности русской речи.
• Слабая информированность родителей о жизни группы.
Одним из решений указанных проблем является
использование фольклора для
всестороннего развития детей раннего возраста. Этому и посвящен мой
проект.
Роль фольклора в развитии
детей раннего возраста
С помощью фольклора достаточно
легко можно установить контакт с ребенком раннего
возраста. Фольклор является
незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности
и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до
ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей
адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с
детьми раннего возраста должно быть
постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков,
пробуждения познавательной активности. На все случаи жизни мы можем найти их и
применить.
В раннем
возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании
навыков большую роль играет
личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно
установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный
контакт. В этом помогает детский фольклор.
Фольклор — народное творчество,
произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными
особенностями фольклора являются
коллективность и народность, а также то, что он является источником любой
литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека. Первое
знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм.
Малый фольклорный жанр
— это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную
педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки,
потешки, заклички, сказки.
Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и
красочной, привлекают внимание детей,
оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят
радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания
педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых
нужно выбрать ведущего. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение,
готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно
владеющему образным народным фольклором,
тянутся дети: их завораживают напевность слов и привлекает
внимание сюжет.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают,
обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче,
интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при
этом развиваются память, внимание,
мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то
дополнительно развивает координацию
и ловкость.
Как отмечает Н.Гавриш: «В раннем возрасте очень важно
ускорить «рождение» первых
сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается
его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность,
занимательность потешек привлекает детей,
вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи». В. А.Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются
незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности,
яркой индивидуальности». А. П.Усова считает: «Потешки,
сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
Таким образом, исследования психологов и практиков
показывают, что устное народное творчество (народные
песенки, потешки, пестушки, сказки, загадки)представляют собой
прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной
образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.