07.12.2021
«Использование
биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения»
Хорошо сформированная
устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в
школе. Наиболее распространенным для будущих первоклассников является
неправильное произношение звуков в речи. Логопедическая коррекционная работа с
детьми с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. На первом этапе
по формированию правильного звукопроизношения используется артикуляционная гимнастика.
Она способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, а
это помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному
звукопроизношению.
Ученые,
которые изучали деятельность детского мозга и психику ребёнка, отмечали большое
стимулирующее значение функции руки. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев
писал, что движения руки тесно связаны с речью и способствуют ее развитию. В.М.
Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять
умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь
ребенка. В книге «Мозг и его деятельность» В.М. Бехтерев отмечал, что люди,
которые много пишут, должны и хорошо говорить. Он считал, что развитие
моторного и речевого центров находятся в прямой зависимости друг от друга.
Английский
психолог Д. Селли огромное значение придавал «созидательной работе рук» для
развития мышления и речи детей. Доктор медицинских наук, профессор М. М.
Кольцова отмечала, что формирование речевых областей коры головного мозга
совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от их
пальцев, (способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение
мышц пальцев рук). Эту закономерность необходимо использовать в работе не
только при своевременном развитии речи у детей, но и в случае задержки развития
моторной стороны речи.
Ученые
Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга
при общем недоразвитии речи и установили, что уровень развития речи детей
находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
пальцев рук. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина при обследовании детей с общим
недоразвитием речи отмечали, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими
высшими свойствами сознания, как мышление, внимание, оптико-пространственное
восприятие (координация), наблюдательность, воображение, зрительная и
двигательная память.
В
головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев
рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и
активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и
соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон
проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего
слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно
рисует или пишет непроизвольно высовывает язык.
Ястребова А.В. и Лазаренко О.И. отмечали, что
движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они
пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное
распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное
влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает
координацию движений и мелкую моторику. Для этого в своей работе
учителя–логопеды эффективно используют артикуляционную гимнастику, которая
включает совокупность специфических упражнений, направленных на
совершенствование основных движений органов артикуляции.
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био — человек, как биологический
объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью,
энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Таким образом, биоэнергопластика – это
соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика
активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику,
ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения,
фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой
значительно сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она
позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению
упражнений по ощущениям. Это особенно важно, потому что в реальной жизни дети
не видят свою артикуляцию. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на
положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать
нужный темп.
Элементы
биоэнергопластики отражены и в системах развития интеллекта методами
кинезиологии - науки о развитии умственных способностей и физического здоровья
человека через определенные физические упражнения. Это еще один важный аргумент
в пользу использования биоэнергоплатики, так как под влиянием кинезиологических
тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме:
синхронизируется работа полушарий головного мозга, улучшаются внимание, память,
мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов
осуществляются на более высоком уровне. При этом совершенствуется регулирующая
и координирующая роль нервной системы.
Работа с использованием метода биоэнергопластики
при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов.
1. На подготовительном этапе проводится
обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей:
губ, челюсти, языка.
2. На следующем этапе дети знакомятся с органами
артикуляционного аппарата и выполняют упражнения для губ, языка и челюсти
традиционными артикуляционными упражнениями.
3. На основном этапе дети выполняют
артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. Ребенок
повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит
за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и
раскрепощенными.
4. Далее дети выполняют артикуляционную
гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку.
5. Затем дети выполняют артикуляционную
гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, сопровождая движениями обеих
рук.
6. На заключительном этапе артикуляционную
гимнастику с биоэнергопластикой дети выполняют с синхронными движениями рук,
используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры.
Педагог постоянно следит за ритмичным
выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с
биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов
артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного
сплетения параллельно полу.
Педагог двумя руками дает четкий образец
движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с
положительными эмоциями.
Артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой
отражены в специальной картотеке, где указаны движения языка и специальные
движения кистей и пальцев рук.
Педагог
может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение.
Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает.
Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению артикуляционных
движений одновременно с работой кисти, движения должны быть ритмичными и
четкими.
Упражнения по биоэнергопластике
«Накажем
непослушный язычок»
Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать
его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку
положить на стол ладонью вниз. Во время пошлёпывания языка губами опускать и
поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать
это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к
себе, пальцы сомкнуть.
«Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный
язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
«Слоненок»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7
сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.
«Часики»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кон¬чик узкого
языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном
положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну
сторону.
«Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать
широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к
верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать.
«Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся
неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз.
«Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним
зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном
положении двигается вниз-вверх.
«Кошка сердится»
Рот открыть. Кончик языка упиреть в нижние зубы,
спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.
«Гармошка»
Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба
сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во
время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки
с сомкнутыми прямыми пальцами.
«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот, "погладить"
кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь
расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.
«Грибок»
Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей
плоскостью к нёбу, от-крыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в
кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с
сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком
стучать по столу.
«Дятел»
Стучать кончиком языка за верхними зубами и
произ¬носить: «д — д — д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать
по ладони другой руки.
Использование биоэнергопластики вызывает интерес
у детей к выполнению упражнений, а это значительно увеличивает эффективность
гимнастики, способствует развитию артикуляционной, мелкой моторики,
совершенствованию координации движений. Сильная мотивация, применение игрового
метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, а это
значительно облегчает постановку и автоматизацию звуков в речи.
Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью коррекционной
логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого
дыхания и комплекса: речь и движение, так и для эмоционально-психического
равновесия и совершенства.