30.01.2023
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Компьютеризация процесса образования
в Российской Федерации в последнее время весьма активизировалась.
Трудно представить школьника, не знакомого тем или иным образом с компьютером.
Положительные и отрицательные последствия глобальной
компьютеризации анализируются, прогнозируются, обсуждаются
общественностью многих стран, даже делаются попытки контролировать информационные
потоки. Безусловно, дистантное непрерывное образование
для многих категорий детей, подростков, взрослых является
положительным моментом. Но мы сейчас поговорим о вопросах, связанных с
использованием компьютера в логопедическом кабинете ДОУ.
Эффективность логопедических занятий
по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников зависит
от оснащенности кабинетов демонстрационным, иллюстративным
материалом. Он, конечно, присутствует в
кабинете. Но учителю-логопеду следует подготовить занятия
как минимум для 8-10 дошкольников с учетом речевого
дефекта. Ему не хватает
времени для смены наглядности в течение рабочего
дня. Использование же компьютерных заданий с систематизированным
иллюстративным, текстовым, развивающим и,
главное, легко сменяемым материалом позволяет рационально использовать время
логопедического занятия.
Компьютерные задания должны им
создаваться и использоваться в соответствии с
гигиеническими требованиями. И.П.
Ковалько приводит критерии гигиенической
оценки занятия и гигиенические
требования к организации учебных занятий
с использованием
новых информационных технологий
«Длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных
особенностей занимающихся. Для
детей 5-6 лет
норма не должна превышать
10 мин…», — пишет В.И. Ковалько,
ссылаясь на валеологические исследования И.К.
Смирнова, Н.Т. Лебедевой, а также
письмо Министерства образования РФ
от 17,12.2001 г. № 957/13-13. Таким образом, использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь
часть учебного времени.
Очень удобной нам представляется
программа Power Point. На слайдах можно разместить
необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно
варьировать. Для последовательного восприятия
детьми учебного материала небольшими «порциями» существует настройка анимации. При желании и умении можно добавлять музыкальное
и голосовое сопровождение к
демонстрации такой презентации.
О.Б. Воронкова подробно
освещает методический
и практический аспект работы в Роwег Роint. «Компьютерная презентация —
это файл... Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или
слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу
выступления, но и напечатать на бумаге. Достоинства такой
презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны». Изучение нового с
помощью презентации весьма увлекательно, так как
может включать самые разнообразные материалы: схемы,
таблицы, диаграммы, тексты, картины, портреты,
видео- и аудиофрагменты, элементы анимации.
Преимуществами электронного
способа работы с информацией являются:
— последовательность и системность информации;
— тезисность и информативность;
— наглядность и эффектность подачи материала;
— легкость возврата к предыдущей информации;
— возможность дополнения или исправления информации;
— копируемость;
— транспортабельность.
Все перечисленные факторы могут
быть задействованы в коррекционно-развивающих целях в рамках данной
компьютерной программы.
Многие авторы, изучающие проблемы
дислексий,
обращали внимание на специфические нарушения
зрительного восприятия у
таких детей, несвязанные с остротой зрения, показателями рефракции и аккомодации. Выступая на Третьей
международной конференции Российской ассоциации дислексии
в мае 2007 г., М. Н. Русецкая и Г.В. Чиркина познакомили
участников
конференции
с наглядно-действенной методикой «Визуальный тренажер» для детей 5—7 лет. Проблемы
формирования
глазомера, прослеживания глазами, ориентации в пространстве можно
решать у дошкольников и младших школьников с помощью соответствующей
компьютерной программы – тренажера.
При работе с
презентациями роль учителя-логопеда в корне меняется. На момент создания
презентации он становится творцом, автором, а в момент демонстрации
презентации — руководителем, распределителем. В
логопедической практике применимы
компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, тесты, задания на дифференциацию звуков и букв, занятия по развитию речи, пополнению и уточнению словаря (по лексическим темам).
Попытаемся показать задания, на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников,
предъявляемые в режиме презентаций, на примере
занятия «Экскурсия по торговому центру
«Звуколандия» (автоматизация звука «С»).
Содержание
кадров:
1
Слайд.
Титульный лист
3 Слайд. Пальчиковая
гимнастика «Сидит белка на тележке».
А) Опиши предмет по признакам (величина,
цвет, рельеф, место).
Б) Белка.
В) Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на
тележке».
4 Слайд. Итог 1-го этапа
-пальчиковой гимнастики
5 Слайд. Дыхательная гимнастика (задание -поставить
цветы в вазы)
А). Вдох, на выдохе петь А-А-А.
Б). Вдох, на выдохе петь О-О-О.
В). Вдох, на выдохе петь У-У-У.
Г). Вдох, на выдохе петь И-И-И.
6 Слайд. Итог 2-го
этапа- дыхательной гимнастики.
7 Слайд. Артикуляционная гимнастика.
8 Слайд. Итог этапа.
9
Слайд. Изолированное произношение звука «С» и его характеристика.
10
Слайд. Итог этапа работы.
11
Слайд. Автоматизация звука «С» в словах.
·
Определить
наличие звука в слове.
·
Определить
места звука в слове.
12 Слайд. Игра «Да – Нет».
13-14
Слайды. Рефлексия. Итог всего
занятия.