Учитель - логопед Роговая Лидия Владимировна

05.09.2022

Причины речевых нарушений

23.03.2023

       Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала 

ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, 

побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало 

гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту 

проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило, 

к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментоз­ное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед специалист по ранней детской коммуникации.

      Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу. Они воздействуют на ребенка – непосредственно или опосредованно – на всем протяжении его развития: в период беременности матери, в младенчестве, раннем, младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

 

Каковы же причины речевых нарушений? ЭТО:

1. Недостаточное речевое окружение в раннем дет­стве: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребёнок пользовался ею, связывал её с выполнением тех или иных действий в игре.

2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсю­канье — копирование детской речи: ребёнок подража­ет тому, что слышит.

3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной арти­куляции (скажи «рыба») приводят к появлению искажённого звука: "Р" гор­лового, боковых шипящих и других дефектов.

4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполооб­разное нёбо и др.

5. Длительное пользование соской — способствует межзубному произ­ношению свистящих, шипящих и других звуков речи.

6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, на­блюдать, подражать.

7. Если у ребёнка лепетная речь в три-четыре года (его даже мать не всегда понимает), если у него массивный малоподвижный язык, вя­лые губы, слюнотечение, ребёнок часто болеет, ослаблен, с трудом об­щается со сверстниками, родителям необходимо обратиться за кон­сультацией к врачу.

 

Обусловлены эти причины могут быть разными факторами. Вот не­которые из них:

а) болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкого­лизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания);

б) родовые травмы;

в) инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств;

г) ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.

Медико-педагогические мероприятия с такими детьми направлены на оздоровление их нервной системы и всего организма в целом, на корригирование общей и речевой моторики. Восстановление речи предпола­гает длительные занятия с логопедом.

 

Несколько слов о наследственности.

         Недостатки речи по наследству не передаются, так как речь не явля­ется врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дети могут наследовать анато­мические недостатки, например неправильное строение зубов или ослабленность нервной системы, что может быть исправлено врачами-специа­листами и специальным обучением.

    От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребенка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения. При правильной организации занятий не только устраняются нарушения, но и решаются профилактические задачи.

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

22.02.2023

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

 

1.      Общие положения.

Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель- логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

·          автоматизация  звука   в слогах (прямых,   обратных,  со   стечением согласных);

·          автоматизация звука в словах начале слова, середине, конце);

·          автоматизация звука в предложениях;

·          автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

·          автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

·          автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

 Хочу такой сайт

2.      Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.


Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными[а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и

стихи.


3.      Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь- корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать

«ракету» -неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову»- домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.


Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесутмалышу радость – от этого во многом зависит результат.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».