08.11.2023
28.10.2021
Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного
возраста
Постоянно повышаются
требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья
дошкольников. Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить
воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным
занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу
жизни.
Нетрадиционные подходы
к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к
ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять
нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип
подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении
нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно
влияющими на психику ребенка.
В отличие от
традиционного подхода (где главная функция педагога – непосредственная
организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого
опыта), личностно ориентированная модельотводит педагогу иную роль,
заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность
реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть
самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного
опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на
здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка,
формирует навыки поведения в обществе.
Нетрадиционность
предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования
новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения
некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным
главное:
- на каждом занятии
должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;
- обучение основным
движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление,
совершенствование;
- содержание и методика проведения должны способствовать достижению
тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических
качеств.
Формы нетрадиционных
физкультурных занятий в работе с детьми 6-ти лет в дошкольных учреждениях:
1) игровые занятия, построенные на основе игр и
игр-эстафет. Целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий
с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых
условиях, для обеспечения положительных эмоций, Вводная часть такого занятия
может быть недолгой, т. к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра
малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры
высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть
такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.
2) занятия-тренировки или тренировочные занятия
– это серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики;
закрепление определённых видов движений. Оно обеспечивает возможность
многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения.
Традиционная структура может быть несколько нарушена за счет исключения
общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными
движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и
правильной физиологической нагрузки.
3) занятие, построенное на одном движении, как
вариант тренировочного занятия. Структура его построения аналогична
предыдущему, но для упражнений в основных движениях отбирается только один из
видов (например, лазание), дети упражняются в различных его видах: ползании по
скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д. При
планировании такого занятия важно продумать последовательность упражнений,
чтобы чередовать нагрузку на разные группы мышц. Поэтому в водной части и
подвижной игре этот вид движения лучше не использовать.
4) круговая тренировка – принцип
организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть
замятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведённое для
общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется круговая
тренировка.
Для этого следует
подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, чтобы
дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по
кругу. Например: для группы детей в 20 человек нужно подготовить 5 групп
предметов: скакалки, мячи, пролёты гимнастической лестницы, скамейки, фитболы –
по 4 каждого вида, и расположить их в последовательности, обеспечивающей
тренировку разных групп мышц. Каждый ребёнок встает к какому-либо пособию и
упражняется на нем 2 минуты. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу
к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от
степени нагрузки полученной на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой
способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает детям
проявить творческую инициативу, придумывая способы выполнения упражнения.
5) сюжетно-игровые занятия – построенное на
сказочной или реальной основе. Беря за основу классическую структуру занятия,
содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких
занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их
уровень: репортаж со стадиона, цирк, поездка на дачу, сказочные сюжеты и т.д.
Такие занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию,
развитию речи и т.д.
6) занятия, построенные на танцевальном материале,
на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для
успешного создания бодрого настроения у детей. Вводная часть состоит из разных
видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных
движений. Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики.
Это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой
являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру,
выполняемые под ритмичную музыку. Ритмическая гимнастика базируется на арсенале
разнообразных движений и упражнений. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети
получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на
первых порах является для них новым и необычным. Веселая музыка, высокая двигательная
активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают
положительной жизненной энергией. После неё можно предложить детям музыкальные
игры и танцы. Эти занятия проводятся не менее двух раз в месяц. Они служат
своеобразным отчетом о проводимой работе по обучению детей
музыкально-ритмическим движениям;
7) занятия
фитбол – аэробика. Упражнения с надувными мячами являются
элементом аэробики. Фитбол (fitball, fit – оздоровление, ball – мяч) - щвейцарский чудо мяч великолепно решает оздоровительные задачи,
формирует осанку и отлично поднимает настроение. Различные упражнения
выполняются лежа или сидя на пружинящем мяче. Большие, яркие мячи вызывают
огромное желание заниматься, проявить усердие в выполнении упражнений.
8) Флеш-моб- это танец , который передает
смысл и идею сообщения для зрителей. Флеш-моб должен сопровождаться музыкой.
Танцевальные движения под ритмичную музыку в компании друзей, это весело и
здорово, потому что желание двигаться под музыкальное или ритмическое
сопровождение заложено в человеке природой.
9) занятия из серии «Забочусь о своем здоровье»
проводятся не менее 3–4 раз в месяц. На этих занятиях дети учатся приемам
расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминке в постели.
10) с применением нестандартного физкультурного
оборудования, направленного на физкультурно-оздоровительную работу с
детьми. Яркие пособия с задорными стихами к ним способствуют:
·
возникновению
и длительному удержанию интереса к этим физкультурным игрушкам;
·
удовлетворению
потребности детей в движениях;
·
расширению физических возможностей детей;
·
развитию двигательного воображения детей;
·
укреплению здоровья детей;
·
привлечению
семьи к работе ДОУ по оздоровлению детей
Комментарии0
Новый комментарий