10.04.2023
Работа с
неговорящими детьми начинается с вас - их родителей. А вы по-разному
относитесь к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5
года молчит, объясняя это так: Он все понимает, только ленится, или Он
весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно
заговорил, или С мальчиками всегда так. Действительно,
многие дети начинают говорить после 2,5—3 лет. Но подобная задержка сама по
себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные,
но изменения в развитии есть.
Другие родители,
напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не
могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности,
и удивляются: Я все делаю, как рекомендуется: не сюсюкаю, говорю
полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он
по-прежнему молчит. Таким родителям приходится объяснять, что они
нагружают ребенка непосильной работой. Если родитель видит, что
ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу.
Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с
ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: Что вы, мы
это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина,
полотенце».
В результате подобных
бесед были составлены рекомендации для родителей, чьи дети долго не
могут заговорить.
Советы родителям
·
Больше говорите с ребенком, озвучивая все
действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее,
не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо,
доброжелательно.
·
Развивайте понимание речи, используя простые
инструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку
доступно.
·
Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
·
Используйте в речи наряду с полными словами их
упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
·
Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто
репертуар.
·
Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда
сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок
произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик —ту-ту).
Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на
эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух.
Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
·
Почаще рассказывайте, читайте первые детские
сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой
возможности.
·
Не перегружайте ребенка телевизионной, видео и
аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
·
Не говорите при ребенке о его отставании.
·
Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок
не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки,
свои проблемы.
·
Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте
учить его различать предметы по размеру (большой —
маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество
(один — много).
·
Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры
типа «Сорока-белобока».