27.10.2022
Консультация для родителей "Мяч и речь"
Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места,
ни времени рождения этих игр.
Практически каждый
ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они
встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми
распространенными из игр.
В России игры с мячом
также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и
тряпьем же набивали, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро
рвались. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из
коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались
песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти
сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его
бросали в кипяток. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой
мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие
же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.
Впоследствии мячи стали изготавливать из
кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической
формы, очевидно, они были для игр - катаний, как катание яиц. Но и эти мячи
были неудобны, т. к. были тяжелыми.
Теперь любой ребенок
имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются
мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребенка
более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Однако вопросы родителей за
последние года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех
детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно
забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и
своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли
футбол.
Для чего нужен мяч?
·
Игры с мячом отвлекают
внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
·
Освобождают детей от
утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
·
Помогают разнообразить виды
деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая
в работу различные уровни регуляции.
·
Развивают общую и мелкую моторику,
ориентировку в пространстве.
·
Помогают проводить работу над
развитием просодических компонентов речи.
·
Регулируют силу и точность движения.
·
Само движение мяча активизирует
непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей,
формирует произвольное внимание.
·
Игры с мячом развивают и нормализуют
эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
·
Развивают глазомер, силу, ловкость,
быстроту реакции.
·
Развивая мышечную силу, усиливают
работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Логопеды- практики могут подобрать игры
с мячом для каждого отдельного ребенка.
Игры с мячом, направленные на развитие
мелкой моторики
Для полноценного формирования навыков
устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные
научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за
движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в
непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного
мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по
соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Детям логопедической группы предлагаются
разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди
которых ведущее место занимают игры с мячом.
Мячик сильно
посжимаю (помять мячик в
ладошке правой и левой руки)
И ладошку поменяю
«Здравствуй, мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый
пальчик. (зажимаем мячик между большим и поочередно всеми пальцами,
Крепко мячик
обнимает, попеременно
из руки в руку)
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч
бодали (зажать
большими пальцами рук мяч, затем указательными и т.д.)
И другим козлятам дали
По столу круги
катаю, (ладонью
руки катать мяч)
Из – под рук не выпускаю.
Взад – вперед его качу;
Вправо –
влево – как хочу.
Танцевать умеет
танец (поочередно
катать мячик пальцами рук)
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает
– (в
ладони правой руки зажимать мячик последовательно между пальцами)
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в
футбол (перекидывать
мяч из ладони в ладонь)
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу
правой (катать мяч в ладонях)
Я его катаю – браво.
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!
Игры с массажными мячами
1. Возьмите
массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и
разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите
упражнение. Пока
тайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.
2. Возьмите
мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.
3. Возьмите
мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.
4. Зажмите
мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и разжимайте
мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.
5. Опустите
руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за
спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит
мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался
мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В
мешочке.)
Игры с мячом, направленные на развитие
речевого дыхания
· Мячик,
вырезанный из бумаги. «Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал
под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос
короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не
раздувать. Сдуйте мячик с дороги».
· «Загони
мяч в ворота»
Дидактические игры
Дидактическая игра «Что это? Кто
это?»
Дети стоят парами со своими мамами. Мама
бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок,
поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать
этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.
Дидактическая игра «Поймай —
скажи» Дети становятся в круг. Мама бросает мяч детям, называя
при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и
называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что
делает? Мычит. Кошка — ...
«Поймай — скажи наоборот»
Например: Толстое дерево - тонкое
дерево, гости приехали -гости уехали…
Игра на внимание. Мячики захотели
с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки,
затем откройте. Какой мячик спрятался от вас?