Консультации для родителей

27.10.2022

 Консультация для родителей "Мяч и речь"

     Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

    Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

    В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали, такие мячи назывались шитки. Но они очень быстро рвались. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Впоследствии мячи стали изготавливать из кожи и набивать их шерстью, мхом, такие мячи были необычной цилиндрической формы, очевидно, они были для игр - катаний, как катание яиц. Но и эти мячи были неудобны, т. к. были тяжелыми.

    Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

   Однако вопросы родителей за последние года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

 

Для чего нужен мяч?

·             Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

·             Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.

·            Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

·            Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

·            Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

·            Регулируют силу и точность движения.

·            Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

·            Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

·            Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

·            Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

 

Логопеды- практики могут подобрать игры с мячом для каждого отдельного ребенка.

 

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом.

 

Мячик сильно посжимаю         (помять мячик в ладошке правой и левой руки)

И ладошку поменяю

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.  (зажимаем мячик между большим и поочередно всеми пальцами,

Крепко мячик обнимает,                      попеременно из руки в руку)

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Два козленка мяч бодали                (зажать большими пальцами рук мяч, затем указательными и т.д.)

И другим козлятам дали

По столу круги катаю,                 (ладонью руки катать мяч)Хочу такой сайт

Из – под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо – влево  –  как хочу.

Танцевать умеет танец                (поочередно катать мячик пальцами рук)

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает –            (в ладони правой руки зажимать мячик последовательно между пальцами)

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол                     (перекидывать мяч из ладони в ладонь)

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой        (катать мяч в ладонях)

Я его катаю – браво.

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

 

Игры с массажными мячами

1.  Возьмите массажный мяч в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите несколько раз. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Пока­
тайте массажный мяч между ладонями круговыми движениями кистей рук.

2.     Возьмите мяч и зажмите его между пальцами: большой палец снизу, а четыре
сверху. Локти поставьте на стол. Мячи сжимайте и разжимайте.

3.     Возьмите мяч, зажмите между ладонями. Сожмите и разожмите его.

4.     Зажмите мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите в «замок». Сжимайте и раз­жимайте мяч между ладонями, не расцепляя пальцев рук.

5.      Опустите руки с мячами вниз и встряхните ими. А сейчас спрячьте мячик за спину. Где мячик? (За спиной.) Положите мячик на стол. Где лежит мячик? (На столе.) Спрячьте мячик под стол. Где спрятался мячик? (Под столом.) Положите мячик в мешочек. Где он теперь? (В мешочке.)

 

Игры с мячом, направленные на развитие речевого дыхания

·         Мячик, вырезанный из бумаги. «Нужно подуть на мячик так, чтобы он не попал под колесо машины. Как правильно нужно подуть на мяч: вдох через нос короткий, плечи не поднимать, а выдох длинный через «трубочку», щеки не раздувать. Сдуйте мячик с дороги».

·         «Загони мяч в ворота»

 

Дидактические игры

 

Дидактическая игра «Что это? Кто это?»

Дети стоят парами со своими мамами. Мама бросает мяч своему ребенку и называет предмет. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, как по-другому можно назвать этот предмет. Например: стол — мебель, чашка — посуда и т.д.

Дидактическая игра «Поймай — скажи» Дети становятся в круг. Мама бросает мяч детям, называя при этом животное. Ребенок, поймавший мяч, возвращает его логопеду и называет какое-либо действие этого животного. Например: корова — что делает? Мычит. Кошка — ...

«Поймай — скажи наоборот»

Например: Толстое дерево - тонкое дерево, гости приехали -гости уехали…

Игра на внимание. Мячики захотели с нами поиграть в прятки. Посмотрите на мячи, запомните их. Закройте глазки, затем откройте. Какой мячик спрятался от вас?

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».