20.02.2023
Характерными особенностями детей
младшего дошкольного возраста являются: быстрая утомляемость, неустойчивое
внимание, низкая мотивация на занятиях.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде
занимательных сказок о Язычке, вызывают у
младших дошкольников интерес к органам
артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед
зеркалом). Подобные артикуляционные
сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала.
В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в
различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям! Движения язычка
полезно сопровождать
синхронными движениями кистей рук, которые
выступают как помощники.
«Язычок в зоопарке»
Однажды наш Язычок отправился в зоопарк, где в клетках жили
разные звери.
Язычку понравилось повторять движения обитателей зоопарка.
«Индюк болбочет»
Широким языком дети очень быстро бьют по
верхней
губе, издавая характерные для индюка звуки «бл-бл». Язычок «угощает» индюка зерном
и показывает, как он его склевывает: язык высовывают как можно дальше изо рта и быстро убирают
его. Такие же действия, напоминающие процесс клевания, совершают много раз.
«Обезьяна
корчит рожицы»
Высунуть язык и пытаться дотянуться им до носа. Надуваем
щеки, делаем на них «шишки» языком,
затем словно полощем рот.
«Тигр выгибает спину и шипит»
Кончиком языка дети упираются
в нижние передние зубы, широкий язык
круто выгибают. При шипении кончик языка поднимаем, но не касаемся им нёба, зубы
разжаты.
Получив «мясо», «тигр» тщательно его
пережевывает (совершают движения, имитирующие процесс пережевывания пищи).
«Лошадка
катает детей»
Цокаем копытами (кончиком
языка издаем щелкающие звуки), помахиваем хвостиком (язычок перемещается влево-вправо); изображаем седло, похожее на чашечку (рот открыт, язык в форме чашки поднимается к верхней губе).
Останавливаемся, натягивая поводья (издаем кучерское межгубное «тпр-р-!»). Пусть наша лошадка пока пощиплет травку (губы растягиваем в улыбке, зубы покусывают язык) и полакомится подсоленным хлебцем (губами берем ломтик хлеба).
«Огромный разевает рот в зоопарке бегемот»
Бегемота угостили конфетой, но она в его пасти
прилипла к нёбу (кончик языка «присасываем» к нему за верхними зубами; растягиваем уздечку, много раз
широко открывая рот, но, не убирая язык с нёба).
«Безобидный
уж
показывает язык»
Высовываем
язык и совершаем им локательные движения. Покажем, как уж
лакает из
блюдечка молочко.
Вспомни и назови зверей, которых Язычок видел в
зоопарке.
«Наши домашние
животные»
Летом наш Язычок отдыхал
в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать
домашних животных, которые жили на скотном дворе.
1.
Кошка лакает молоко — кончик
широкого языка поднимаем вверх и заводим вглубь
рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
2.
Собачка грызет косточку
— слегка покусываем кончик языка (6 раз).
3.
Лошадка цокает копытцем —
щелкать язычком с широко открытым ртом, при
этом нижняя
челюсть остается неподвижной (10 раз).
4. Корова
жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
5. Свинья
чавкает во время еды — имитация пережевывания
пищи с открытым ртом.
6. Коза
бодается — напряженный язык совершает толкательные
движения то в левую,
то в правую щеку (10 раз).
Расскажи, какие животные живут
у бабушки и зачем они ей?
Вспомни и назови животных,
которых Язычок видел у своей бабушки.
«Зима»
Наступила зима. Наш Язычок
увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют
в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек
и сейчас попытается их повторить.
1.
Подуй на снежок — дуем на
ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать,
кончик языка чуть виден между губами).
2.
Язычок боится мороза — острый
напряженный язык резко высовывается изо рта,
как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
3.
Язычок показывает, как ветер
кружит снежинки: рот открыт, кончик
языка выпол-няет круговые движения
по губам (по 3 раза в обе стороны).
4. Язычок
прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт,
челюсть неподвижна,
прижимаем
широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
5.
Язычок прыгает через зубы, как через снежные валы:
широкий язык то упи-
рается в основания резцов (верхних, нижних), то перепрыгивает
через зубы, попа-
дая в преддверие рта (под губу верхнюю, нижнюю) (6 раз).
6. Сделай
язычок похожим на лопату: рот открыт, широкий
расслабленный язык спо-
койно лежит на нижней губе под счет до 5.
7. Похлопай
язычком-лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык
совер-
шает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
8. Язычок строит горку то высокую, то низкую: кончик широкого языка упирается в
нижние резцы, а спинка то поднимается,
то опускается (6 раз).
9. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о
ладошку, словно согревая их.
Скажи, любишь ли ты зиму? Объясни,
почему?
«Язычок ждет гостей»
Язычок пригласил в гости друзей
и решил приготовить для них что-нибудь вкусненькое.
Но какой же праздник без выпечки?
1.
Язычок месит тесто — прижать кончик языка
губами и произнести: «Пя-пя-пя».
Потом прижать его зубами: «Та-та-та» Выполнять упражнение,
чередуя движения (6
раз).
2.
Язычок жарит блин на сковороде
— рот открыть, под счет до 5 удерживать язык на
нижней губе распластанным (нижняя губа при этом видна), потом подуть на кончик
языка, не надувая щек (остужаем горячий блин) — 3—4 раза.
3.
Язычок пробовал варенье для гостей, испачкал губы
—движения широкого язычка,
загнутого кверху, вперед-назад по верхней губе (6 раз).
4. Язычок
наливает молоко в чашки — открыть рот, положить широкий язык
на
губу, загнуть кончик и боковые края языка кверху, удерживать
в таком положении под
счет до 5, далее завести язык- «чашку» вглубь рта и сделать
глотательное движение (гостям надо подать 4—6 чашек).
5.
Ириски для гостей прилипают во рту — широко
открыть рот, после прищелкивания «присосать»
всю массу языка к нёбу и удерживать язык в таком положении
под
счет до 5 таким образом, чтобы
была видна уздечка (6 раз).
6.
Язычок приготовил трубочки для коктейля —
закручиваем язык трубочкой, при
поднимая его боковые края уголками губ и совершая всасывательные движения (6 раз).
7.
Язычок поет для гостей —поднятый
к бугоркам за верхними резцами язык стучит по
ним, словно напевая слоги: да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до
под любую знакомую мелодию, рот при
этом широко открыт (6 раз).
Как ты думаешь, какое лакомство
понравится гостям больше всего?
«Медведь»
Как-то раз, гуляя в лесу, Язычок
увидел, как завтракал голодный медведь.
Язычок все хорошо запомнил
и теперь часто показывает друзьям эту сценку.
1. Медведь
проголодался и стучит зубами по язычку — высунем
кончик язычка и
слегка
прикусим его зубками(6 раз).
2. Медведь
грызет корешки — кончиком язычка с силой толкаем то левую,
то правую щеку, по 5 раз каждую.
3. Медведь
сосет конфетку — совершаем сосательные движения
и при этом громко чмокаем губами.
4.
Конфетка прилипла -широко открываем рот и
всю массу языка «присасываем» к
нёбу, удерживаем язык в таком положении под счет до 5.
а) с лапы (имитация);
б) с верхней губы (движения широкого языка вперед —вверх и назад —
вниз);
в) с уголков рта;
г) с блюдца;
д) с подбородка — учиться удерживать
кончик широкого языка в заданном
положении, развивать его гибкость и
подвижность.
6. Медведь облизывает сладкие губы — при открытом рте совершать круговые движения
кончиком языка сначала по верхней, затем по нижней
губе (6 раз).
7. Медведь
объелся — погладить живот, с силой сделать длительный выдох:
ф-фу-у-у! Кончик языка при этом чуть виден между
губами.
8. Медведь
чистит зубы языком после еды — совершать «чистящие» движения
широким
языком по верхним и нижним зубам снаружи, затем
изнутри.
9. Медведь
полощет рот после еды — движения надувания
и втягивания щек (6 раз).
«Вспомни, чем лакомится за завтраком медведь, которого
встретил в лесу Язычок?»
«Язычок убирает свой домик»
Домик Язычка — это наш рот,
там всегда влажно и приходится спать в мокрой постельке, но зато там
тепло, уютно и нет сквозняков. Уборку Язычок всегда начинает
с проветривания.
1. Язычок проветривает домик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщательно протираем с наружной и внутренней стороны (совершаем соответствующие движения языком), затем закрываем поочередно зубы,
губы (5—6 раз).
2.
Язычок маляр. Язычок красит
потолок-нёбо, тщательно и крепко прижимая к нему
кисточку, как маляр; широко открыв рот, двигаем по нёбу
язык вперед-назад и из
стороны в сторону (5—10 раз).
3. Язычок
моет стены. Стены-щеки в домике нашего. Язычка
странные — они могут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать
надуть и сдуть щеки). Язычок
аккуратно протирает их во время уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и
наоборот, полоска за полоской, по
внутренней стороне щек.
4. Язычок
моет полы — рот открыт, двигаем кончиком языка
вперед-назад от оснований нижних резцов вглубь рта и обратно (5—6 раз).
Язычок плотник. На потолке-нёбе
есть маленькие бугорки, которые называются альвеолы,
это люстры в домике Язычка. Наш хозяин прибивает
там гвоздики и проверяет, прочно ли висят люстры.
Кончиком языка стучим по альвеолам:
ды-ды-ды.
6.
Язычок проверяет, крепкие
ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние
и нижние зубы плотно сжимаются и разжимаются.
7.
Язычок, закончив уборку,
отдыхает на крылечке. Широкий язык
удерживаем
под счет до 5 на нижней губе и дуем на
него ветерком, не надувая щек.
Вспомни, как мама убирает квартиру? Помогаешь ли ты ей
в уборке? Как?
«Новый друг Язычка»
Эта история о том, как однажды Язычок познакомился
с котенком.
1.
Рано утром Язычок вышел
посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе,
рот полуоткрыт, губы не напряжены.
2.
Разминаясь, Язычок потянулся
вверх к солнышку — кончик языка
тянется к носу,
опустился вниз к лужам — острый Язык тянется к подбородку.
3. Свежий
ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язычок,
не надувая щек.
Вдруг из-под крылечка наш
Язычок услышал мяуканье — громко мяукаем, на-
клонился посмотреть — опустить язык вниз, увидел котенка и ласково его погладил —
имитируем кистью руки поглаживание.
5.
Котенок испугался и выгнул
спинку — Язычок сделал точно так же — кончик
языка упирается в нижние зубы, широкий язык круто выгнут.
6.
«Киску
надо накормить!»
— подумал Язычок и принес чашку с молоком —
рот открыт, широкий язык в форме чашки поднимается к
верхней губе, губы неподвижны.
7. Котенок стал жадно лакать
молоко — совершать соответствующие
движения, облизываться — широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот
открыт, умываться — круговые движения язычком по губам, и выгибаться теперь уже
от удовольствия.
8.
Довольный котенок потерся
о ноги — верхними зубами как бы погладить круто
изогнутый язык — и замурлыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.
9.
Потом они вместе катались
на качелях — совершать движения широкого язычка то к
верхней, то к нижней губе, и играли в футбол — язык
толкается в щеки.
Как ты думаешь, почему котенок
подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?
«Язычок в цирке»
Больше всего на свете наш Язычок
любит ходить в цирк, ему всегда хочется быть не только зрителем, но и
участником представления.
1. Представление
открывают барабанщики, и Язычок вместе с ними стучит
по нёбу
за верхними зубами: «Ды-ды!ды-ды-ды!»
2. «Качалочка» — это выступление воздушных гимнастов на трапеции.
Язычок
тоже качается вперед-назад, то
выдвигаясь изо рта далеко вперед, то прячась
в глубине
рта (5—6 раз).
3. Дрессированные тигры:
а) расселись на цирковых тумбах, и широкий язык так же занял место на нижней губе;
б) потом они стали прыгать в кольцо
туда-сюда, и Язычок прыгал из одного
уголка рта
в другой — рот открыт;
в) еще тигры качались на качелях и Язычок тоже — рот открыт, языком дотрагиваемся сначала до
верхней, потом до нижней губы (по 5—6 раз).
4. Цирковые лошадки звонко цокали копытами — кончиком языка издаем
щелкаю тиками — водим языком влево-вправо.
Наездники сидели в красивых седлах, похожих на чашечки, — открываем рот, широкий язык в форме чашки поднимаем к
верхней губе, при этом губы остаются неподвижными.
Они натягивали поводья и смешно останавливали своих лошадок: «Тпр-р-ру-у»
(издаем кучерское межгубное).
5. Фокусник удивил Язычка больше всех.
Показываем его фокус вместе с Язычком: кладем ватку на кончик носа и сдуваем ее,
направляя воздушную струю посередине широкого, в форме чашки, языка вверх. Язык
при этом чуть высунут, щеки не раздуваются,
зубы не прикусываются. Ватка летит строго вверх. У кого выше?
Что вам понравилось больше всего? Кто из вас был
в цирке, ребята?
«Язычок музыкант»
Недавно Язычок побывал на концерте.
Музыканты играли на разных инструментах, и нашему Язычку тоже захотелось
поиграть.
1.
Язычок играет на барабане
— кончиком языка стучим по нёбу за верхними зубами: ды-ды-ды.
2.
Язычок играет на гармошке —
улыбаемся, приоткрыть рот, «присасываем» язык к
нёбу и, не изменяя его положения, то
закрываем, то открываем рот, растягивая подъязычную уздечку,
— меха, удерживаем язык в каждом положении под счет от
3 до 9.
3. Язычок бренчит на балалаечке
— приоткрываем рот, кладем язык на верхнюю губу и
производим движения его широким передним краем по верхней
губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы,
как бы поглаживая ее, сначала производить медленные
движения, потом, ускоряя темп и добавляя голос, пока не послышится:
бл-бл.
4. Дудочка Язычка играет — его
дудочка молчит (губы вытянуть вперед дудочкой, рот не открывать; по
сигналу «Дудочка молчит!» губы принимают нормальное
положение (чередовать 5—6 раз).
Вспомни, на каких музыкальных
инструментах научился играть наш Язычок? А на
каких музыкальных инструментах умеешь играть ты?
«Язычок
собирает грибы»
Осенью Язычок отправился в
лес, прихватив с собой большую корзину.
1. «Корзина» - рот открыт, широкий язык в форме
чашки поднимается к верхней губе, губы неподвижны — удерживаем их под счет до 5.
2. В лесу Язычок увидел ручеек
(холодная струйка воздуха
«стекает» посередине широкого
языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов, губы растянуты
в улыбке). Подставив ладошку, можно почувствовать,
какая холодная вода в нашем ручейке.
3. Свежий ветерок радовал Язычка
(дуть на широкий язык, не раздувая
щек).
4. На поляне Язычок нашел
красивый грибок (широкий язык
«присасывается» к
нёбу, по форме он напоминает шляпку
гриба, а подъязычная уздечка — его
ножку).
5. Язычок перебегал от одного
гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот боровик,
а вот мухомор...». Повторяем предыдущее упражнение
6—10 раз.
6. Язычок отправился домой после того, как набрал полную корзину грибов — повторяем упражнение «Корзина».
7. «Ням-ням!» — так приговаривали
друзья нашего Язычка, кушая вечером
лапшу с грибами (совершать гладящие
движения широким языком по верхней
губе вперед-назад).
А ты когда-нибудь собирал в лесу грибы? Как ты думаешь, все ли грибы можно класть в корзину?