Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 10 "Сказка" города-курорта Железноводска Ставропольского края 2023-2028 гг
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МБДОУ «Детский
сад №10 «Сказка»
1.1. Цели и задачи реализации основной
образовательной программы
Ведущие цели Программы —
● создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства,
● формирование основ базовой культуры личности, всестороннее
развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями,
● подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в
школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих задач:
● охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
● обеспечение
равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного
детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
● обеспечение
преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (основных образовательных программ
дошкольного и начального общего образования);
● создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование
общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной
деятельности;
● обеспечение
вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и
организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования
образовательных программ различной направленности с учётом образовательных
потребностей и способностей воспитанников;
● формирование
социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим
особенностям детей;
● обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
● определение
направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также
взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе
сетевого).
Уточняя и дополняя задачи реализации
образовательной программы, необходимо
отметить, что средствами Примерной общеобразовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС осуществляется решение
следующих задач:
• создание в
группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• уважительное
отношение к результатам детского творчества;
• соблюдение в
работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные
и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста,
обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
•
обеспечение
системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного
и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия
посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия
субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в
усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы
старших дошкольников.
•
максимальное
использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях
повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные
области):
-
социально-коммуникативное
развитие;
-
познавательное
развитие;
-
речевое
развитие;
-
художественно-эстетическое
развитие;
-
физическое
развитие.
Решение обозначенных в
Программе целей и задач воспитания осуществляется при целенаправленном влиянии
педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном
учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры,
любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и
степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и
всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений
совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого
ребенка.
Цели и задачи реализации части, формируемой
участниками образовательных
отношений:
Региональный
компонент.
Создана
образовательная модель с использованием современных технологий в образовательном процессе.
Цель: формировать целостное
представление о родном городе, крае; воспитывать любовь к малой родине.
Задачи реализации регионального компонента:
Ø
Формировать представления
о своей семье, родном городе Железноводске (ближайшем социуме), КМВ, природе
Ставропольского края, истории родного края, о людях, прославивших
Ставропольскую землю.
Ø Формировать
представления
о государственной символике родного города,
Ставропольского края, о карте
родного края.
Ø Воспитывать интерес
к народному творчеству.
Ø Формировать
знания
о растительном и животном мире.
Ø
Проявлять
чувство любви к родному дому, семье, малой родине, уважение к родителям и их
труду.
Дополнительное образование.
Цель
модели организации дополнительного образования в детском саду:
создание условий для повышения доступности дополнительного
образования в детском саду, качества и эффективности по различным направлениям
деятельности.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных
задач:
1. Обеспечение государственных гарантий доступности
дополнительного образования детей.
2. Создание условий для повышения качества дополнительного
образования детей дошкольного возраста.
3. Создание условий для повышения качества профессиональной
подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОУ.
4. Использование образовательного потенциала семей, развитие социального
партнерства ДОУ.
Возрастные
и индивидуальные особенности детей.
Основная
образовательная программа МБДОУ «Детский
сад №10 «Сказка» охватывает
возраст детей от 2 лет до 8 лет, в том
числе, категорию детей с ТНР от 5 до 7 лет
Возрастные категории детей, на
которые ориентирована Программа, в том
числе категории детей с ОВЗ.
В МБДОУ функционируют следующие
возрастные группы:
- общеобразовательные
для детей от 2 до 3 лет (2 младшая);
для детей от 3 до 4 лет (2 младшая);
для детей от 4 до 5 лет (2 средняя);
для детей от 5 до 6 лет (1 старшая);
для детей от 6 до 7 лет ( 1 подготовительная).
- компенсирующая (логопедическая) от 5
до 6 лет (2 старшая);
- компенсирующая (логопедическая) от 6
до 8 лет (1 подготовительная)
-оздоровительная от 6 до 8 лет (1
подготовительная)
Образовательная
программа МБДОУ №10 включает следующие разделы:
1. Целевой:
К целевым
ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и
психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного
образования:
-ребёнок
проявляет инициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать
себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает
способность к воплощению разнообразных замыслов;
- ребёнок
уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к
другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать
конфликты;
-ребёнок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению,
творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.
Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в
том числе игровую и учебную;
-творческие
способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок,
танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и
словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- у ребёнка
развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и
управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить
поделки из различных материалов и т. п.;
-ребёнок
способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать
сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения
и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность,
задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений,
интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в
котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных сферах действительности.
2. Содержательный раздел
определяет общее
содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное
развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и
раскрывает задачи:
– формирование
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой
родине;
– формирование
основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту,
социуме, природе);
– овладение
элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе
первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое хорошо и что
такое плохо»;
– овладение
элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– развитие
эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы.
Содержание
образовательной работы обеспечивает
развитие первичных представлений:
– о себе, других
людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего
мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур
стран и народов мира.
Часть
Программы, формируемая участниками образовательных отношений:
Разработанная
программа предусматривает включение
воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями
Ставропольского края.
Основной
целью работы
является формирование целостных представлений о родном крае через решение
следующих задач:
· приобщение к
истории возникновения родного города (поселка); знакомство со знаменитыми
земляками и людьми, прославившими Ставропольский край.
· формирование представлений
о достопримечательностях родного города (края); его государственных символах.
· воспитание любви
к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
· формирование и
развитие познавательного интереса к народному творчеству в родном крае
· формирование
представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Ставропольского
края.
· ознакомление с
картой Ставропольского края (своего города, поселка)
Содержание образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» (часть, формируемая участниками
образовательных отношений)
Социально-коммуникативное
развитие направлено на усвоение детьми таких правил поведения, которые дети
должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и
безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям
этих правил, а затем следить за их выполнением.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., СтеркинаР.Б.
Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Формирование экологической воспитанности у дошкольников,
предполагающей развитие у детей представлений. Знаний о ценности природы и
правилах поведения в ней, формирование умений разнообразной деятельности в
природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее
объектами, накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с
природой. «Юный эколог» С.Н.Николаева.
Приобщение
дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям через широкое
использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки,
хороводы, народные игры и т.д.).
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к
истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений в рамках образовательной
области «Социально – коммуникативное
развитие» дополнительное образование.
Для развития познавательного направления:
в средней группе организован
кружок «Почемучка», который способствует развитию творческих,
коммуникативных, этических способностей детей. Взрослые создают широкие возможности для развития
мышления, логики у детей и т.д.
Содержание
образовательной области «Познавательное развитие»
(часть,
формируемая участниками образовательных отношений)
Познавательное развитие предполагает
развитие у детей интереса к народному
календарю, приметы которого доступны пониманию дошкольников (прилет и отлет
птиц, появление и опадание листвы, посевные и уборочные работы и пр.),
национальному быту русского народа, традиционным и обрядовым праздникам,
русским народным играм.
Князева
О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-методическое пособие.
Формирование у детей представления и
первичных знаний о настоящем и прошлом родного города, о памятных местах, об
исторических событиях, связанных сродным городом, о природе своей малой родины,
земляках-героях, традициях, обычаях Ставропольской земли.
Региональные пособия:
«Региональная культура: художники, писатели,
композиторы», «Ребенок в пространстве Ставрополя и Ставропольского края»
«Коммуникативная культура руководителя образовательного учреждения»
парциально
используются материалы примерной региональной
программы образования детей дошкольного возраста ГОУ ДПО СКИПКРО:
Литвинова Р.М., Чусовитина Т.В СГУ, парциально используются материалы разделов
региональной программы Л. И. Греховой «Планета Детство»
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений в рамках образовательной
области «Познавательное развитие»
дополнительное образование.
Для развития познавательного направления:
в старшей группе организована
образовательная услуга «Занимательная математика», который способствует
развитию творческих и математических способностей
детей. Взрослые
создают широкие возможности для развития мышления, логики у детей и т.д.
Содержание
образовательной области «Речевое развитие»
(часть,
формируемая участниками образовательных отношений)
Речевое развитие предполагает дальнейшее
совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой правильной,
выразительной речи, развитие словаря детей на основе ознакомления с
народном календарем, приметы которого
доступны детям, широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек,
частушек, пословиц, поговорок и т.д.), рассматривания предметов народного искусства.
Развитие
связной речи детей при пересказе литературных произведений, при составлении
описательных рассказов по содержанию картин, серии картин, по игрушке, из
личного опыта.
Развитие
лексико-грамматических категорий и правильное использование их в своей речи.
«Программа по развитию речи в детском саду» О.С.Ушакова,
А.Г.Арушанова, 2010г.Мозаика-Синтез.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений в рамках образовательной
области «Речевое развитие» дополнительное
образование.
Для развития речевого направления: в старшей
и подготовительной группе организована образовательная
услуга «Хочу все знать» которые способствуют развитию речевых,
коммуникативных способностей детей, подготовке к школе и т.д.
Содержание
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
(часть,
формируемая участниками образовательных отношений)
Овладение определенными навыками
нетрадиционных способов рисования: рисования акварелью, восковыми карандашами,
флуоресцентными и перламутровыми карандашами, формирование элементарных
эмоционально' выразительных приемов взаимодействия с гуашью.
Комарова Т. С. Детское художественное
творчество.
Развитие интереса у детей к
конструированию по рисункам, фотографиям, образцу и замыслу из разного материала.
Куцакова
Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и
конспекты занятий. -
Развитие активного восприятия музыки
посредством музыкально фольклора, музыкальных способностей (чувство ритма,
ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) на основе использования
обрядовых песен, танцев, закличек.
Радынова
«Музыкальные шедевры»
Приобщение дошкольников к художественной
литературе через ежедневное чтение художественных произведений новых и уже
знакомых.
Гербова
В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические
рекомендации.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений в рамках образовательной
области «Художественно – эстетическое развитие» дополнительное образование.
Для развития
художественно – эстетического направления: в поготовительной группе организована
образовательная услуга «Волшебный квадрат», и в старшей группе «Волшебная
салфеточка», «Домисолька», который способствует развитию творческих
и художественных способностей детей. Взрослые создают широкие возможности для
творчества детей, у них формируется воображение, образные
представления и т.д.
Содержание
образовательной области «Физическое развитие»
(часть,
формируемая участниками образовательных отношений)
Создание здоровьесберегающих
условий организации образовательного процесса, формирование у воспитанников
понимания значимости сохранения, укрепления физического и психологического
здоровья и навыков здорового образа жизни.
Программа «Здоровье» П.П. Болдурчиди
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы будут:
снижена заболеваемость или стабилизация
здоровья,
увеличено число детей, соблюдающих нормы
и требования здорового образа жизни;
разработаны рекомендации для родителей,
воспитателей позволяющие систематизировать работу по проблеме
здоровьесбережения и физического развития;
включено в план работы детского сада
регулярное проведение месячника здоровья, дня здоровья (1 раз в год);
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений в рамках образовательной
области «Физическое
развитие» дополнительное образование.
Для физического направления: в старшей и подготовительной группах организована образовательная услуга «Крепыш»,
который способствуют физическому развитию детей и т.д.
3. Организационный
раздел
Включает:
– характеристику
жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
– особенности
работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности
и/или культурных практиках;
– особенности
организации предметно-пространственной развивающей среды;
– особенности взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников:
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
- единый подход к процессу
воспитания ребёнка;
- открытость
дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и
родителей;
- уважение и
доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой
семье;
- равно ответственность родителей
и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ
осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания
дошкольников со следующими категориями родителей:
- с семьями
воспитанников;
- с будущими родителями.
Цель взаимодействия специалистов дошкольного учреждения и семьи в
обеспечении разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного
потенциала семей на стадиях её формирования и жизнедеятельности.
Помощь родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства
как базиса для всей последующей жизни человека.
Соблюдение
комплекса психолого-педагогических условий:
- поддержка эмоциональных сил ребёнка в
процессе его взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального
тыла» для ребёнка;
- учёт в содержании общения с родителями
разнородного характера социокультурных потребностей и интересов;
- нацеленность содержания общения с
родителями на укрепление детско-родительских отношений;
- сочетание комплекса форм сотрудничества
с методами активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
- практическая направленность
психолого-педагогических технологий сотрудничества с семьями на овладение
родителями разными видами контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального,
игрового).
Система взаимодействия с родителями
включает:
· ознакомление
родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом
участия родительской общественности в жизни ДОУ;
· ознакомление
родителей с содержанием работы ДОУ,
направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· участие в
составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы
родительского комитета
· целенаправленную
работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных
формах;
· обучение
конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах
детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых
занятиях.
На
сегодняшний день в ДОУ осуществляется
интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими
категориями родителей:
- с семьями
воспитанников;
- с будущими родителями.